Справочник терминов айкидо и традиционных японских боевых искусств
«Справочник терминов айкидо и традиционных японских боевых искусств» собрал встречающиеся в русскоязычной литературе термины, употребляемые на тренировках. Термины приведены в соответсвие с оригинальным японским написанием и произношением. Также дана наиболее часто встречающаяся трактовка терминов. Особая благодарность составителю «Справочника» Игорю Толмачёву за предоставленные материалы.
Примечание: в японском языке нет звуков «Ш, Л, Ч», поэтому латинскую транскрипцию «SH» следует читать как мягкую «С»; двоеточием «:» в транскрипции японских слов обозначается удлинение гласного звука; падежный показатель «-НО» ставит впередистоящее слово в родительный падеж, например ХИДАРИ НО КАМАЭ – левосторонняя стойка (ХИДАРИ – лево, КАМАЭ – стойка), иногда при произношении команд или в результате ошибки эту частицу упускают.
* Раздел дополняется (последнее обновление 14 июня 2016)
АГУРА
(AGURA)
胡坐
|
буквально: сидячая поза со скрещенными ногами, поза «портного», используется в буддизме и синтоизме для внутренней концентрации.
|
АЙ (AI)
合い
|
буквально: согласование, гармония, объединение, унификация, координация. Активный принципв системах саморазвития Айки-Дзюцу и Айкидо. Японцы считают, что Айки – это Дух любви и гармонии: не эгоистичная, ограниченная привязанность к отдельному человеку или группе людей, а всеобъемлющая любовь, сочувствующая всему сущему в мире. Принцип гармонии и целостности.
|
АЙКИБУДЗЮЦУ
(AIKI BUJTSHU)
合気武術
|
буквально: боевые техники Айки. Иногда можно перевести как «боевое искусство»
|
АЙКИДЗЮДЗЮЦУ
(AIKI DJUDJUTSHU)
合気柔術
|
Айки-до как система атаки и защиты. |
АЙКИНАГЭ
(AIKI NAGE)
合気投げ |
буквально: бросок согласованной энергией. Выполнение броска синхронизированного с движениями тела, дыханием и намерениями. В некоторых источниках этот термин переводится как «духовный» бросок, бросок при помощи Духаайки.
|
АЙКИ О-КАМИ
(AIKI O-KAMI)
合気道お神
|
буквально: Великий Дух Айки. Высший символ из тех идеалов, которые наиболее почитались основателем Айкидо.
|
АЙКИ ОТОСИ
(AIKI OTOSHI)
合気落し |
буквально: сбрасывание айки. Один из бросковых приёмов айкидо с проходом в ноги противнику. Выполняется как с подхватом, так и без подхвата ног противника, однако в литературе, чаще всего, главным принципом АЙКИ ОТОСИ считается бросок противника на спину, через подхват ног. Также можно встретить использование этого термина как бросок с опрокидыванием на спину.
|
АЙКИ ПОБЕДА |
см. МАСАКАЦУ АГАЦУ
|
АЙКИ ТАЙСО:
(AIKI TAISO:)
合気体操 |
буквально: гимнастика айки. Специальные подготовительные упражнения по отработке элементов приёмов айкидо, также предназначены для достижения оптимальных двигательных свойств и контролясобственной энергии КИ. Базовые упражнения Айкидо на развитие координационных качеств и выработки пространственной ориентировки.
Специальные упражнения АЙКИ-ТАЙСО: включают в себя: а) НИКЁ, НИКАДЗЁ, КОТЭ-МАВАСИ-ХО – буквально: второй урок; получение контроля тела противника за счёт ограничения подвижности суставов сгибанием и вращением плечевого, локтевого и запястного суставов под углом 90 градусов по отношению друг к другу; б) КОТЭ-ГАЭСИ, КОТЭ-ГАЭСИ-ХО –буквально: изгиб кисти в разные стороны; контроль тела противника за счёт ограничения подвижности плечевого, локтевого и запястного суставов скручиванием в направлении корпуса; в идеальном исполнении приёма на длинной дистанции форма руки напоминает дугу; в) ТЭКУБИ-СИНДО – встряхивание запястья; г) СЁМЭН-УЧИ ИККЁ, ИККАДЗЁ – буквально: первый урок прямолинейного удара в лицевую часть; упражнения, направленные на тренировку прямолинейных ударов в голову и верхнюю часть тела; приёмы нейтрализации прямых ударов в верхнюю часть тела; д) ДЗЭНГО УНДО –упражнение на вращение во всех направлениях (горизонтальной, вертикальной и диагональных плоскостях); е) ХАППО УНДО – буквально: движение на восемь сторон; иногда в русскоязычной литературе можно встретить название для этого упражнения «восемь лепестков»; ё) КОКЮ-ХО УНДО – буквально: динамические дыхательные упражнения; ж) ТЭКУБИ-КОСА УНДО – буквально: движение запястья для освобождения; упражнения на освобождение запястий от захвата; з) ТЭКУБИДЗЁХО-КОСАУНДО –упражнения на освобождения от захвата запястья одноимённой рукой; и) САЮ УНДО –буквально: движения во все стороны, свободное перемещение, в том числе падения и перекаты; й) УДЭФУРИ УНДО – встряхивание рук; к) УСИРО-ДОРИ УНДО – упражнения для тренировки приёмов от захватов сзади; л) УСИРО-ТЭКУБИ-ТОРИ ДЗЭНСИН УНДО – упражнения для тренировки приёмов от захватов сзади в партере, сидя на коленях; м) и др.
АЙКИ ТАЙСО иногда называют комплекс упражнений, выполняемых в начале тренировки в качестве разминочных упражнений.
|
АЙКИ (AIKI)
合気 |
буквально: гармонизация энергии КИ. Все элементы Вселенной возникают из сочетания положительной и отрицательной КИ. Практикующие принцип Айки –Дзюцу и Айкидо добиваются гармонии своей Ки, с Ки своих партнёров и с Ки окружающей среды. Основатель айкидо МорихейУэсиба говорил: «Айки - это выражение самой Истины. Это способ созывать всех людей, нападающих на нас, и примиряться с ними в любви. Когда они во гневе нападают на тебя, улыбайся и мирись с ними. Это и есть истинный путь Айки».
|
АЙКИБО
(AIKIBO)
合気棒
|
раздел Айкидо – искусство атаки деревянным мечом БОКЭН и приёмы их нейтрализации
|
АЙКИБУДО
(AIKIBUDO:)
合気武道 |
буквально: боевое искусство АЙКИ. Название всех видов боевых искусств, как пути самосовершенствования и самореализации «Путь гармонии Боевого Искусства»:АЙ – единство, КИ – энергия, БУ – воинская храбрость, совокупность боевых качеств, ДО – путь.
|
АЙКИДЗИНДЗЯ
(AIKIJINJYA)
合気神社
|
буквально: храм Айки, расположен в городе Ивама префектуры Ибараки (в 300 км северо-западнее Токио). Адепты айкидо считают, что Дух Основателя айкидо Морихея УЭСИБА обитает в этом храме, построенном им самим в 1943 году, частично разрушенном во время Великого Землетрясения в марте 2011 года и восстановленном летом того же года.
|
АЙКИДЗЮТЦУ
(AIKIJTSHU)
合気術 |
стиль ДЗЮ-ДЗЮЦУ школы ДАЙТО РЮ, по легенде, на протяжении 200 лет являющийся исключительным достоянием клана Минамото. Впоследствии контроль за школой перешёл в клан сёгунов Сингэй Такеда, державшей эту систему в тайне на протяжении 600 лет. Считается, что в АЙКИ ДЗЮЦУ находится один из истоков Айкидо. (Дополнительно см. ДАЙТО-РЮ). Древняя техника боя, основанная на принципе согласованности между атакой и защитой.
|
АЙКИДО
(AIKIDO)
合気道 |
буквально: АИ – гармония, КИ – энергия, ДО – путь. Традиционный японский вид боевых искусств, созданный Морихеем Уэсиба после десятилетий физических и духовных исканий.
Специфика айкидо заключается в нейтрализации всевозможных атакующих действий без вреда для себя и своего противника. В айкидо разрешены любые атакующие действия без исключений. Присутствуют приёмы рукопашного боя – тай дзюцу, приёмы боя с оружием – айкихо, айкибо, айкикэн, тантодзюцу и др.
Классификация приёмов АЙКИДО чаще всего встречается по:
1. Исходному положению партнёров (три варианта): оба стоят, оба сидят и атакующий стоит, нейтрализующий атаку – сидит: а) ТАТИ-ВАДЗА – приёмы, выполняемые из положения стоя; б) СУВАРИ-ВАДЗА – приёмы, выполняемые из традиционного японского положения «сидя на коленях» СЭЙДЗА; в) ХАНМИ- или ХАН ДЗА- ХАНДАТИ – приёмы, выполняемые, когда атакующий стоит, а нейтрализующий атаку – сидит.
2. Способу выполнения приёма: контроль, удержание и бросок: а) Контролирующие приёмы – это приёмы, контролирующие тело партнёра, через ограничение подвижности суставов рук или ног; б) Приёмы удержания –преимущественно используются в заключительной фазе приёма для полного обездвиживания противника; в) Выполнение броска за счёт корректировки направления атаки позиционными методами ИРИМИ НАГЭ; г) Приёмы броска через бедро КОСИ-НАГЭ; д) Приёмы броска через руку УДЭ-НАГЭ.
Айкидо – современное учение о гармонии между противоположностями во вселенском масштабе.
|
АЙКИДОКА АЙКИДОИСТ
|
обобщенное понятие для обозначения спортсменов и спортсменок, практикующих Айкидо. |
АЙКИКЭН
(AIKIKEN)
合気剣
|
буквально: меч айки. Система приёмов со стальным мечём КАТАНА. Приёмы фехтования, адаптированные для Айки.Фехтование согласно принципам Айки.
|
АЙКИХО (AIKIHO:)
合気棒
АЙКИДЗЁ (AIKIJYO)
合気杖
|
раздел Айкидо – искусство атаки деревянным шестом ХО или ДЗЁ (высота примерно 120 см, диаметр около 1 см) и приёмы их нейтрализации
|
АЙХАНМИ
(AIHANMI)
愛半身 |
буквально: промежуток в половину тела. Исходная позиция в начале поединка, при которой оба партнёра принимают одноимённую треугольную стойку ХАНМИ НО КАМАЭ лицом друг к другу.
|
АЙХАНМИ КАТАТЭДОРИ (AIHANMIKATATEDORI)
愛半身片手取り
|
Захват одной рукой одноимённой руки противника при одноимённой стойке; Захват запястья одноименной рукиодной рукой.
|
АЙХАНМИ НО КАМАЭ
(AIHANMI NO KAMAE)
姶半身の構え
|
буквально: готовность (стойка) промежутком в половину тела. Обоюдная одноимённая треугольная стойка лицом друг к другу ХАНМИ НО КАМАЭ. |
АМЭНОТОРИФУНЭ
(AMENOTORIFUNE)
天の鳥船 |
буквально: небесный корабль-птица; синтоистский ритуал очищения с погружением в воду. Один из способов выполнения МИСОГИ – очищением под водой. Ритуал ТОРИФУНЭ практикуется монахами, паломниками и верующими в зимне-весенний период (русский аналог – крещение водой);
Чаще всего в айкидо практикуется только часть ритуала – ФУНЭ КОГИ – так называемое «движение гребцов», способствующее концентрации физических сил, внимания и развитию альтернативных способов дыхания.
Одно из упражнений раздела КОКОРО НО ДЗЮМБИ ДОСА – подготовительные упражнения для тренировки Духовной силы (см.). Некоторые источники считают, что смысл упражнения в «выбросе» внутренней энергии КИ в треугольной стойке САНКАКУТАЙ. Выполняется в трёх различных ритмах и сопровождаетсяКАКЭ ГОЭ (см.) –особыми выкриками, а также молитвами, создающими особые вибрации для достижения просветления.
|
АРУКИ КАТА
(ARUKI KATA)
歩き方
|
буквально: правила ходьбы. Способы отработки шагов
|
АСИ (ASHI)
足
|
нога, стопа
|
АСИ ВАЗА
(ASHI WAZA)
足技
|
буквально: методы для ног. Правила передвижений и ударов ногами.
|
АСИДОРИ
(ASHI DORI)
足取り |
буквально: захват ног. Прием для ближнего боя воинов в полном боевом облачении. Иногда в русскоязычной литературе обозначает бросок на спину, применяемй после удара в голову.
|
АСИСАБАКИ
(ASHI SHABAKI)
足さばき |
буквально: движения ног; иногда в литературе этим термином обозначают прямолинейно направленное движение (перемещение) при помощи скользящего шага (другое название «шаг ощупью») в правосторонней и левосторонней стойках. Упражнения на тренировку работы ног.
|
АСИБАРАИ
(ASHI BARAI)
足払い
|
Спортивный термин: подсечка. Иногда в русскоязычной литературе этим термином обозначают любые атаки ногами (подсечки, подножки, удары и др.)
|
АСИГАРУ
(ASHIGARU)
足がる
|
японские пехотинцы вооружённые аркебузами (ружьями)
|
АТЭМИ
(ATEMI)
当身 |
буквально: попадание (удар) в тело.Серия атакующих приёмов, применяемых как для нейтрализации КИ вашего партнёра, так и для атакующих или корректирующих движение противника действий. Применяется в начальной фазе приёма для дестабилизации противника с последующим результативным выполнением броска или нокаутирующего удара.
Чаще всего АТЭМИ неприводит к нанесению какого-либо телесного повреждения, этим термином обозначают удары, наносимые противнику для кратковременного болевого воздействия с последующим проведения технических приёмов Айкидо.
Иногда под АТЭМИ понимают имитацию удара или удары наносимые в жизненно важные центры человека.
|
АТЭМИВАДЗА
(ATEMI WAZA)
当身技
|
буквально: методы нанесения ударов по телу. Методы поражения жизненно важных точек на теле человека.
|
АЮМИ АСИ
(AYUMI ASHI)
歩み足 |
Спортивный термин: скресный шаг. Передвижение начинается из треугольной стойки, выполняется двойной шаг без изменения положения корпуса, т.е. поворот стоп относительно друг друга остаётся постоянным. Чаще всего применяется в фехтовании шестом. Передвижение, когда шаг начинается с ноги, находящейся сзади, выполняется перекрёстный шаг и при этом положение тела не изменяется.
|
-- Б ( B ) -- [ ^ ]
БА ДЗЮЦУ (BAJUTSU)
馬術
|
Конный спорт, традиционное японское воинское искусство верховой езды, боевое искусство всадников. |
БО:СИ
(BOUSHI)
鉾子
|
линия закалки на острие меча
|
БО:
(BO:)
棒 |
длинный деревянный шест длиной от пола до уровня глаз бойца, примерно 150 см.
В расширенный тренировочный курс Айки-доиногда входят также приёмы с оружием: БО – длинным шестом (от пола до глаз практикующего примерно 150 см), ДЗЁ – средним шестом (от пола до уровня груди практикующего, примерно 128 см), ТАМБО - короткой палкой, ТАНТО – деревянным ножом, БОКЭН – деревянным мечом.
|
БО: ДЗЮЦУ (BOJUTSU)
棒術 |
Традиционное японское боевое искусство фехтования длинным шестом. В современном виде существует как в виде поединков, так и в виде одиночных упражнений-комплексов. Чаще всего практикуется в виде упражнений. Один из видов традиционных японских боевых искусств, считающимся источником возникновения Айкидо.
|
БО: НО КАТА, БО: КАТА
(BO NO KATA)
棒の方
|
буквально: правила фехтования длинным шестом. Формальные упражнения с длинным шестом, как парные, так и одиночные.
|
БОККЭН, БОКУТО (BOКKEN, BOKUTO)
木剣
|
деревянный меч, деревянная тренировочная сабля |
БОККЭН ВАЗА
(BOKKEN WAZA)
木剣業
|
в айкидо: атакующие действия деревянным мечом и приёмы нейтрализации атакующих действий деревянным мечом. Способы защиты против меча (деревянного).
|
БУ
(BU)
武 |
Буквально: воин, воинственный пыл, боевой дух. В Айки-Дзюцу и Айкидо, БУ означает доблестный и неукротимый дух, тем не спорящий и не препирающийся. Айкидо есть предельное выражение БУ, в своей основе означающее искусство предотвращать столкновение объединением.
Боевой, военный, имеющий отношение к военному делу, боевому искусству. Японское слово, означающее «военный, воинский»; составная часть сложных слов, например, БУСИ– военный человек, воин.
|
БУДО:
(BUDO:)
武道
|
Буквально: путь война. Традиционные боевые искусства Японии. В последние годы этим термином обозначают все направления боевых искусств.
|
БУДО:КА
(BUDOUKA)
武道家
|
Практикующий боевые искусства, адепт боевых искусств. Человек, исповедующий принципы боевых искусств.
|
БУДЗЮЦУ
(BUJUTSU)
武術
|
Буквально: метод боя. Боевые искусства, как система тренировок.
|
БУСИ
(BUSHI)
武士
|
Буквально: человек войны; Военный человек, самурай, человек воинской профессии, солдат.
|
БУСИДО: (BUSHIDO)
武士道 |
Буквально: путь воина. Кодекс чести самурая, воина. Японское боевое искусство, как система физического и духовного развития. Некоторые источники утверждают, что современное БУСИДО оформилось из боевого искусства КЮ-БАН-НО-МИСИ – «Путь лука и коня». Многие видные военные Японии оставляли наставления молодым поколениям. Наиболее известное из них «Хагакурэ Бусидо» Ямамото Цунэтомо.
|
-- В ( W ) -- [ ^ ]
ВАЗА
(WAZA)
技 |
Буквально: приём, метод, мастерство. Система обучения какому-либо навыку или искусству. Иногда в русскоязычной литературе ВАЗА обозначает форму (последовательность действий) приёмов;
В айкидо чаще всего ВАЗА классифицируют по разделам, объединяющим приёмы по направлению и способу атаки, исходному положению и способу нейтрализации, количеству атакующих, наличию оружия.
Основные разделы айкидо ВАЗА: ТАТИ ВАЗА – оба противника стоят, ХАНМИ ХАНДАТИ ВАЗА – атакующий стоит, нейтрализующий атаку сидит, СУВАРИ ВАЗА – оба противника сидят, МАЭ ВАЗА – приёмы «лицом к лицу», УСИРО ВАЗА – приёмы с атакой сзади, УРА ВАЗА – приёмы, выполняемые вращением назад, ОМОТЕ ВАЗА – приёмы, выполняемые на встречном входе, ХЭНКА ВАЗА – серия приёмов, непрерывно следующих один за другим, КАТАМЭ ВАЗА – приёмы удержания и удушения, НАГЕ ВАЗА – бросковые приёмы.
|
ВАКА СЕНСЕЙ
(WAKA SENSEI)
若先生 |
буквально: молодой учитель; употребляется внутри кланов и семей по отношению к наследнику школы (употребляется лишь тогда, когда глава школы жив); ребёнок наставника школы или направления;
|
ВАКИЗАСИ (WAKIZASHI)
脇差
|
Длинный кинжал, сабля средней длины (вторая сабля в снаряжении самурая). ВАКАДЗАСИ – увеличенный вариант ТАНТО. (Дополнительно см. ТАНТО).
|
ВА
和 |
Буквально: мир, согласие, гармония; древнее японское слово, означающее гармонию, согласие и координацию. Иногда словом «ВА» обозначают всё японское или даже саму Японию.
|
ВАДЗЮЦУ
(WAJUTSHU)
和術
|
приёмы координации, согласованного выполнения всех элементов приёмов айкидо или других боевых искусств.
|
ВА НО СЭЙСИН
(WA NO SEISHIN)
和の精神 |
Буквально: душевная гармония, душевный покой.
Безупречное выполнение эталонов приёмов в состоянии душевного покоя и полного сосредоточения, позволяющие выполнять технические действия с минимальным приложением усилий.
В некоторых источниках ВА НО СЭИСИН подразумевается свободное движение, в результате которого нападающий падает за счёт короткого воздействия, корректирующего направление атаки. Приёмы в стиле ВА НО СЭЙСИН выполняются без ответного захвата и без болевого воздействия.
ВА НО СЭЙСИН – это не одно конкретное движение, а непрерывное движение, приводящее окружающую обстановку в равновесие и гармонию. В АЙКИ БУДО стремятся достигнуть такого искусства, чтобы побеждать не грубыми приёмами (болевым действием и т.д.), а только за счёт правильного и своевременного движения. Движение ВА НО СЕЙСИН, можно считать абсолютной вершиной постижения боевых искусств.
|
Продолжение следует!
Справочный отдел
Краткий японско-русский кулинарный словарь
Краткий японско-русский фольклорный словарь
|