20 января 2013 года Словари и энциклопедии
Эпические литературные жанры


Эпос — (греч.-слово, повествование, рассказ): один из основных литературных родов художественного текста, выступающий как повествование о свершившихся событиях. В древнем героическом эпосе центром повествования был эпический конфликт, в котором, как правило, излагались действительные исторические события, но при этом автор не претендовал на полное сходство с реальностью («Илиада», «Одиссея», «Махабхарата»). На первый план в эпическом произведении выдвигались не столько душевные состояния героев, сколько их действия и поступки. В современных эпических формах ведущее место занимает роман: универсальный охват жизненных явлений соединяется в нем с обстоятельным изображением человеческих характеров. К жанровым разновидностям эпоса относятся сказка, новелла, повесть, рассказ, очерк и т. д.

В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь


Роман-эпопея — самый крупный эпический жанр, подразумевающий описание главных героев на фоне крупных событий исторического значения. Например, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова. В «героико-романических эпопеях» главные герои активно и целенаправленно участвуют в важных исторических событиях, в процессе которых происходит становление их личности, например, «Пётр I» А. Н. Толстого.


Са́га (др.-сканд. saga) — крупный эпический жанр, в отличие от романа-эпопеи повествующий об истории семей, кланов и народов на протяжении нескольких поколений.


Рома́н — литературный жанр, развернуто повествующий о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его (их) жизни. Роман подразумевает несколько сюжетных линий и большое количество героев.


Повесть — средний эпический жанр. Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком. Повесть, как правило, содержит две — три сюжетные линии объединённых определённым промежутком времени и законченным описанием изменений, происходящих с главным героем.


Рассказ — повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события. Рассказ содержит в себе только одну сюжетную линию и допускает неизменность главного героя.


Новелла (итал. novella — «новость») — основной жанр малой повествовательной прозы. Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка. Экспозиция факультативна, характерна неожиданным «соколиным» поворот (т.н. пуант), соответствующий в поэтике Аристотеля моменту узнавания, или перипетии. В связи с этим Виктор Шкловский отмечал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б». Знаменитый новеллист Проспер Меримэ.


Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни обязательно содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Основным отличием басни является аллегорические описания героев или событий.


Миниатюра — жанр «малых форм». Небольшое по размеру произведение — короткий рассказ, короткая пьеса, водевиль, интермедия, скетч. Характерна неожиданным финалом. Известрый русский миниатюрист Иван Алексеевич Бунин.


Авторские сказки — истори с полностью вымышленными сюжетами. Э.В.Померанцева предлагает следующую классификацию таких произведений: сказки 1) о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно- новеллистические и 4) бытовые, в то время как В.Я.Пропп делит сказки на 1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки.


  • Справочный отдел

  • Литература как вид. Литературный род

  • Лирические литературные жанры

  • Драматические литературные жанры

  • Искусства

  • Сага о жажде сражений

  • Архив статей
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2018
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2017
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2016
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2015
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2014
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2013
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2012
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2011
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2010
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2009
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2008
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2007
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2006
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2005
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2004
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2003
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2002

     Поиск по сайту
    Новости
    Статьи
    Фоторепортажи
    Приветствие лидера
    CONTACTS
    Видео
    Что такое айкидо?
    Вопросы по айкидо
    Правила вступления
    Расписание тренировок
    Официальные документы
    Программа и методика
    Тематический каталог
    От автора
    Сага о жажде сражений
    Invisibles: Невидимые
    Сказки для друзей
    Фанклуб
    Манга конкурс
    日本語


    Набор в Клуб айкидо

    Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Необходимая информация для людей, ведущих здоровый образ жизни и придерживающихся диеты

    Rambler's Top100



    Яндекс цитирования




     
    Наши додзё:
    Пермь. ПГПУ, ул. Пушкина, 42
    Тел.: (342) 276-06-68
    E-mail: poa@kiwami.org
    Дизайн:
    Мангуст-мультимедиа,
    2004