Клуб айкидо "Хоккексэй"
 

15 сентября 2012 года Андрей Накорчевский
Практика японской буддийской школы Сингон



Каллиграфия Кукай (яп. море пустоты) основоположника
японской буддийской
школы Сингон

Целью японской буддийской школы Сингон является достижение состояния Будды в течение одной жизни. По определению основоположника шоклы Ку:кая (яп. море пустоты): «становление Буддой в этом теле» (яп. сокусин дзёбуцу). Это и определило главное отличие практики Сингон от других школ – комплексность, возведенная в основной принцип. Ку:кай предположил, что для скорейшего достижения просветленного состояния, то есть выхода на десятый уровень сознания, следует задействовать все виды активности, на которые только способен человек, рассматриваемый в Сингон как неразрывное единство «сердца» и «тела».

Прежде, до Ку:кая, в школах дальневосточной Махаяны в ходу был термин, звучащий по-японски точно так же, как сингоновский «стать Буддой в этом теле», но третьим иероглифом в нем стоял не знак син — «тело, человек», а знак син — «сознание». То есть идея о том, что можно «стать Буддой в этом сознании», была давней, Ку:кай лишь радикализировал её. Для него выражение «в этом теле» означало не только временной аспект — возможность достижения просветления в течение одной жизни, но и тотальность просветленности, предполагающая трансформацию не только сознания, но и тела. Именно в этом представлении следует искать истоки легенды о вечно живом Ку:кае, но умершем, а пребывающем в вечной медитации и по сей день.

Основой практики, осатющейся акутуальной и в настоящее время является «Три таинства». Активность «тела» и «сознания» разделялась в Сингон на три главные категории — физические действия, речь и мысль. Обычному человеку эта активность сокрыта, непостижима и открывается она только монаху, достигшему высших ступеней совершенствования. Именно он может не только познать, но и передать другим информацию о том, как «ведет» себя вселенский Будда, что говорит и что думает.

Эти три вида активности вселенского Будды именовались в школе Сингон «тремя таинствами». Овладение ими вело к достижению состояния Будды. Практика Сингон основывалась на идее о существовании двусторонней связи между причиной и следствием. Подразумевалось, что причина и следствие могут меняться местами. Согласно этой логике, если верно, что болезнь вызывает определенные симптомы, то справедливо и то, что появление определенных симптомов вызовет болезнь. Когда людям хорошо и приятно, они смеются, поэтому если вызвать смех, то человеку станет хорошо и приятно. Этот механизм используется в эзотерическом буддизме — если человек всегда будет вести себя, говорить и думать как Будда, то в итоге он станет Буддой.

Первое из трех таинств именуется «таинством тела». Адепту надо было освоить не только неизменную медитативную позу Космического Будды, но и множество жестов, через которые Будда выражает различные состояния. Эти жесты на санскрите именуются мудра, а по-японски ин, инсо:, ингэй.
 

Мудр существует великое множество, и их язык весьма сложен. Как написано в комментарии к «Сутре Будды Великое Солнце»: «Мудра есть не что иное, как символ Вселенной в ее абсолютном аспекте. Используя мудры, ты соотносишь себя с ее телом».

Второе таинство — это «таинство слова» Будды. Речь Будды всегда истинна, он произносит мантры «истинные слова», что по-японски звучит как «Сингон». Собственно отсюда и происходит название школы Ку:кая. Сам же он писал: «Мантры таинственны. Созерцая и произнося их, мы избавляемся от неведенья. Каждый слог объемлет тысячи истин, являя абсолютную реальность в этом самом теле».

Третье и самое сложное из трех — «Таинство мысли». Для того чтобы заставить себя мыслить и ощущать как Будда, надлежит следовать определенной медитативной практике. Особеснностью практики Сингон является акцентирование не столько на «прекращении» всяких отвлекающих помыслов, сколько на концентрации сознания — посторонние мысли и чувства не столько подавляются, сколько не замечаются.

Очень часто в Сингон в качестве объекта медитации используются знаки санскритского алфавита, которые мистическим образом воплощают в себе в сжатом виде сущность всех вещей. Особое значение Ку:кай придавал первому из них — «А», являющемуся, по его мнению, символическим средоточием всех таинств и истин.

Широко используется и медитация на образы Будд, бодхисаттв и прочих персонажей эзотерического пантеона, цель которой — полное отождествление адепта с объектом медитации, исчезновение разделения на субъект и объект с одновременным постижением «пустотности», бессущностности визуализируемого божества.

В результате комплексной практики овладения тремя таинствами адепт наделяется силами и достоинствами Будды, которые должен впоследствии «удерживать» (по-японски это называется кадзи). Результатом следования этой практике будет «становление Буддой в этом теле». Подобная техника отождествления используется не только для приведения себя в состояние благостного Будды, но и для приобретения свойств, например, «яростных премудрых повелителей».

Источник: А.А.Накорчевский, «Японский буддизм», Санкт-Петербург, изд.«Азбука-классика», «Петербургское возрождение», 2004, глава «Учение школы сингон», стр.321 – 325.


  • Учение японской буддийской школы Сингон

  • Общество и религия

  • Справочный отдел
  • Архив статей
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2018
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2017
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2016
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2015
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2014
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2013
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2012
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2011
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2010
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2009
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2008
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2007
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2006
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2005
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2004
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2003
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2002

     Поиск по сайту
    KIWAMI R&D GROUPnew
    Новости
    News & articles
    ニュースーと記事
    WAmetr App
    Статьи
    Приветствие лидера
    Видео
    Что такое айкидо?
    Вопросы по айкидо
    Правила вступления
    Расписание тренировок
    Официальные документы
    Программа и методика
    Тематический каталог
    Фоторепортажи
    CONTACTS
    От автора
    Сага о жажде сражений
    Invisibles: Невидимые
    Сказки для друзей
    Фанклуб
    Манга конкурс
    日本語


    Набор в Клуб айкидо

    Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Необходимая информация для людей, ведущих здоровый образ жизни и придерживающихся диеты

    Rambler's Top100



    Яндекс цитирования




     
    Наши додзё:
    Пермь. ПГПУ, ул. Пушкина, 42
    Тел.: (342) 276-06-68
    E-mail: poa@kiwami.org
    Дизайн:
    Мангуст-мультимедиа,
    2004