10 сентября 2004 года Лариса Бурлакова, Ольга Панченко
Значение традиций в айкидо

В европейском представлении жизнь обычного японца подчинена строгим ритуалам и традициям. Так сложилось, что неповторимые природные условия островов Японии потребовали от народа особого подхода к общественному и экономическому развитию. Там, где народы Азии и Европы могли идти по пути экстенсивного развития, ведя многочисленные войны с ближайшими соседями за жизненное пространство, жителям Японии в силу ограниченности территории пришлось вырабатывать определённые методы общественного регулирования, которые помогали выжить в сложных территориальных и социальных условиях.

Такими методами стали ритуалы и этикет. Благодаря им, общество могло сохраниться в условиях войн и конфликтов, развивающихся при ограничении пространства и населения. Если человеческие поступки регулируются посредством этикета, то возникает пространство, которое позволяет относительно легко справиться с эмоциями. Этикет, направляя энергию, позволяет использовать её в позитивном ключе и тем самым служит цели установления контроля над проявлениями человеческого «я», стремящегося отдаться животным инстинктам.

Существует множество иерархий: семейная, военная, религиозная и т.д. Все эти иерархические отношения действуют одновременно. Жизнь японца регулировалась строгим этикетом для создания пространства, где любой человек мог в каждом конкретном случае устанавливать правильное равновесие между различными социальными отношениями.

Сегодня европейцу при столкновении с культурой Японии, например, при деловых отношениях с японскими бизнесменами, приходится следовать весьма непривычному этикету. Например: японцы очень пунктуальны. Если вы не можете прибыть вовремя, обязательно предупредите об этом японскую сторону, а продолжительность встречи сократите на время опоздания, так как у партнёра по встрече могут быть другие дела.

При заимствовании явлений японской культуры европейская цивилизация сталкивается с необходимостью использовать ритуалы. Так ли это необходимо?

Если говорить о боевых искусствах, то многочисленные ритуалы требуют безоговорочного выполнения. Агрессивность и боевой инстинкт будут лишь усиливаться, если их не ограничивать в процессе боевой практики. Чтобы управлять группой, движимой агрессивными инстинктами, и уберечь её от распада, необходимы определённые правила. Этикет и дисциплина родились в связи с такой необходимостью, и именно они позволяют нормально функционировать этим правилам. Поединок, лишенный правил и этики, относится к животному миру, а не к миру будо (путь воина).

Айкидо стоит особняком среди других боевых искусств. Созданное на основе различных школ, оно воплощает в себе идею непротивления насилию. Позволь нападающему сделать то, что он хочет – знакомые слова сэнсэя. Однако необходимо стремиться, чтобы ни уке (атакующему), ни наге (принимающему атаку) не должен быть нанесён ущерб, как физический, так и моральный. Именно многочисленные ритуалы и этикет помогают во многом достичь такой противоречивой цели. Поэтому требования к выполнению определённых ритуалов имеют под собой серьёзную основу.

Человеку, впервые ставшему на татами, кажется очень странным, что от него требуется выполнение бесчисленных поклонов практически при любом действии. Главное значение поклона – выражение вашего уважения к партнёру. Если мы продолжим ряд, то это уважение к вашему противнику – врагу. Каковы бы ни были намерения человека, вы должны уважать его. Вы не знаете причину его поведения, вы не знаете его возможностей, поэтому нужно относиться к нему с почтением.

В айкидо уважительное отношение к партнёру является основополагающим. Кроме того, строгое соблюдение ритуалов и правил позволяет стереть различия между людьми разного общественного положения, возраста и пола. В одной группе могут заниматься и бизнесмены, и политики, и студенты и т.п. Поклон заставляет всех людей встать на одну ступеньку, почувствовать себя равными. Ведь на татами равенство – это истина. Так же поклон выражает ваше отношение к месту, где проходят занятия. Если вы забываете кланяться при входе или выходе из додзё, значит, вы не уважаете место занятий. Тогда зачем вы приходите? Если говорить о физическом развитии, то поклон в позиции сейдза (сидя на коленях) или в позиции стоя вырабатывает правильную осанку, укрепляя мышцы спины.

Требование носить определённую форму так же немаловажно. Одинаковая форма выражает собой равенство стоящих на татами друг перед другом. Все присутствующие на татами являются учениками, кроме инструктора. Отсюда следует одинаковая форма. Она же позволяет сконцентрироваться на тренировке, как ученикам, так и инструктору. Белое ги (форма для занятий) не позволяет направлять внимание на социальный статус учеников, что невыполнимо при свободной форме одежды, так как в этом случае неизбежны эмоции по поводу формы: недовольство инструктора или зависть учеников.

Обязательное проведение разминки в строго регламентированной форме также имеет под собой серьёзное основание. Кроме физической подготовки к выполнению приёмов разминка предоставляет возможность отвлечься от повседневности и сосредоточиться на практике айкидо. Это условие необходимо для успешного, а главное – безопасного обучения. Приходя на тренировку человек должен быть восприимчивым к тому, что происходит на татами. Это затруднительно, если мысли ученика находятся далеко от додзё.

В обычной жизни, привыкнув реагировать одинаково на те или иные раздражители, мы подчиняемся своим раз, и, кажется, навсегда, усвоенным реакциям. Из детства все мы помним, как мгновенно начинают ругаться родители при виде беспорядка в комнате. Для родителей беспорядок служит раздражителем, ответом на который является приказ прибраться. Это не всегда хорошо. Но иногда такие привычки полезны. Например, приход на тренировку, надевание определённой одежды, выполнение общеустановленных действий как бы поворачивает в мозгу ключик, который настраивает нас на определённый лад, заставляет концентрироваться на указаниях инструктора. Форма и ритуалы служат раздражителями, ответом на которые должна стать готовность к обучению. Что и происходит по прошествии некоторого времени после начала тренировок и служит необходимым условием успешного обучения как со стороны инструктора, так и со стороны ученика. Одновременно с этим может быть получен парадоксальный результат: строгое исполнение правил и ритуалов позволит ученику при необходимости легко и без страха их нарушить.

В жизни умение переключаться с помощью определённых действий (читай – ритуалов) также может послужить неплохую службу. Отвлечение от повседневности, умение переключать эмоции – достоинство немногих людей. Но эти умения помогают как в общении, так и в работе. Многие из нас сталкивались с людьми, чьи неконтролируемые эмоции и действия приносили вред окружающим. Стоило таким людям научиться нескольким ритуалам, например, прежде чем начать выговор вспомнить предыдущие указания, как общение с ними было бы гораздо приятнее и эффективнее.

Поскольку данная статья носит скорее просветительский характер и предназначена для широкого круга читателей, то в её рамках мы лишь коротко остановимся на специфическом значении строгого соблюдения предписанных в айкидо правил и ритуалов, как методе тренировки. Условно результаты (наблюдения проводились в течение четырёх лет на базе клуба айкидо «Хоккёксэй» на примерно двухстах учениках), достигаемые при помощи этих методов можно разделить на следующие группы:

  • физиологические;
  • психологические;
  • организационные.

Следует отметить, что задачи, достигаемые при помощи этих методов, следует рассматривать в среде подготовки учеников в Перми и Пермской области.

Проведём обзор этих групп. Физиологические методы. Прежде всего, соблюдение специфических ритуалов и правил достигается постепенное укрепление коленных суставов, мышц спины, улучшение осанки, улучшение координационных качеств.

Психологические методы. Основной задачей инструктора при практике айкидо является достижение постоянной алертности (внимания) учеников на тренировке. Один из простейших способов достичь внимания учеников – повторение определённых действий (здесь: поклонов, прежде всего – сидя на коленях) в момент общего падения внимания группы. Предполагаемым фактом является то, что включение большого количества поклонов приводит к снижению личной агрессии занимающихся, формирует более гибкий и терпимый подход к решению конфликтных ситуаций, а также повышает уровень обучаемости практикующих.

Организационные методы. Основной задачей инструктора айкидо является обеспечить безопасную практику для занимающихся. Единственным, опробованным веками, методом является соблюдение правил и ритуалов. Чёткое и безусловное соблюдение всех предписанных правил и ритуалов помогает инструктору и практикующим не забывать о том, чем они занимаются и всегда помнить о своей безопасности и безопасности своих партнеров. Вследствие чего исключаются практически все возможные конфликтные или опасные ситуации. Также это является прекрасным способом гармонично организовать коллективную работу. Следует помнить, что айкидо является групповой дисциплиной.

Таким образом, инструкторам и практикующим клуба айкидо «Хоккёксэй» предписывается строгое и безоговорочное соблюдение правил и ритуалов, принятых в додзё клуба.


Вернуться в общий список

Ссылки по теме:

Архив статей
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2018
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2017
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2016
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2015
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2014
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2013
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2012
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2011
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2010
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2009
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2008
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2007
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2006
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2005
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2004
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2003
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2002

 Поиск по сайту
Новости
Статьи
Фоторепортажи
Приветствие лидера
CONTACTS
Видео
Что такое айкидо?
Вопросы по айкидо
Правила вступления
Расписание тренировок
Официальные документы
Программа и методика
Тематический каталог
От автора
Сага о жажде сражений
Invisibles: Невидимые
Сказки для друзей
Фанклуб
Манга конкурс
日本語


Набор в Клуб айкидо

Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Необходимая информация для людей, ведущих здоровый образ жизни и придерживающихся диеты

Rambler's Top100



Яндекс цитирования




 
Наши додзё:
Пермь. ПГПУ, ул. Пушкина, 42
Тел.: (342) 276-06-68
E-mail: poa@kiwami.org
Дизайн:
Мангуст-мультимедиа,
2004