Бонсай: миниатюрные деревья
Дао, имеющее исток, не есть извечное Дао
Я не знаю кто породил тебя, …похоже, что ты существовало еще прежде Небесного Владыки.
Есть вещь, что возникла из хаоса, она не была рождена Небом и Землей.
Лао-Цзы
Лучшие люди древности, следовавшие Пути достигали невообразимых, удивительных результатов, глубину которых невозможно постичь.
Лао-Цзы
Искусство бонсай существует в Японии уже более тысячи лет. Японцы довели искусство бонсай до совершенства: они разработали систему канонов, которая включает в себя требования к облику самого растения, сочетанию его с аксессуарами и правила экспозиции. Бонсай часто выступает как один из элементов чайной церемонии. Сочетание пространственной миниатюрности и огромного времени, необходимого на создание каждого экземпляра, придавало бонсай ореол мистической загадочности. Ценность бонсай значительно превосходила его стоимость.
Что дороже: сама вещь или ее цена? Кто тревожится больше: тот, кто стремится урвать, или тот, кто не боится потерять?
Лао-Цзы
Некогда сёгун путешествовал инкогнито. Забравшись высоко в горы он был застигнут ненастьем. А в той дикой местности жил старый благородный самурай, много лет назад претерпевший за правду, оклеветанный и изгнанный. На его хибарку и набрёл изнурённый путник. Хозяин радушно принял единственного за многие годы гостя и предложил разделить с ним убогую трапезу. Да вот беда, - путник сильно иззяб, а в доме не было ни щепки. И тогда хозяин, выйдя не надолго, внёс в хижину несколько великолепных бонсай. Это было всё, что осталось у него от былого - растения столетиями передававшиеся из поколения в поколение. Невзирая на протесты гостя, он запалил их в очаге и тем обогрел замёрзшего путника. Сёгун подробно расспросил хозяина о его обстоятельствах. И, на следующий день продолжил свой путь.
Через некоторое время в горы прибыла торжественная кавалькада. Дворянина-отшельника, не взирая на его возражения, препроводили ко двору, где сам сёгун встречал его. Он был восстановлен во всех правах, враги его были низвергнуты. И, в завершение всех церемоний, ему преподнесли несколько древних бонсай - дар сёгуна своему спасителю.
Строго придерживаясь искусства Пути древних ты достигнешь полноты управления настоящим, познаешь глубочайший исток вещей.
Лао-Цзы
К восемнадцатому столетию, в Японии техника выращивания деревьев в контейнерах развилась в очень утончённую форму искусства. Отличие его от всех прочих видов изобразительного искусства заключается в той чарующей особенности, что бонсай никогда не бывает полностью завершён.
Замечали, чем древнее дерево, тем приятнее и интереснее оно нашему взору. Это относится в полной мере и к бонсай. И не столько сам возраст, сколько время, проведённое с ним многих поколений людей и материализованное в удивительном изяществе.
В предельно гармоничном бонсай мы можем наблюдать одновременно все три периода жизни - юность, зрелость и старость. Юность олицетворяется свежей, молодой листвой, зрелость - цветами и плодами, а старость - стволом, мощным, с грубой корой, часто расколотым, с дуплами.
Можно долго спорить по поводу того, что важнее в бонсай - изящество или драматизм, но нет сомнений, что если оба эти качества присутствуют в полной мере, мы видим шедевр.
В самом общем виде внешний облик бонсай должен удовлетворять трём критериям: - форма кроны коническая; - крона разделена на компактные горизонтальные ярусы; - листва (хвоя) в этих ярусах максимально загущена.
Эти эстетические требования обусловлены биологической (точнее - ботанической) природой искусства бонсай. Коническая форма кроны обеспечивает доступ света к листве нижних ветвей. Разнесение кроны по ярусам, наряду с равномерным освещением, обеспечивает хорошую вентиляцию кроны, что весьма немаловажно. Загущённое облиствление позволяет растению поддерживать локальные зоны микроклимата внутри кроны - повышенную влажность и, у некоторых растений, повышенную концентрацию фитонцидов, что весьма способствует жизненной стойкости бонсай.
Японская традиция бонсай почти всегда обходится намёками и иносказаниями. Маленький камушек на деревянном постаментике рядом с бонсай может символизировать горную гряду, такой же камень в плоском бронзовом поддоне, заполненном песком, олицетворяет остров в океане, а тонкая вертикальная прожилка кварцита означает водопад.
Каноническая экспозиция бонсай предусматривает его размещение в специальной нише токонома, на столике. Кроме этого, практически всегда присутствует соответствующий свиток с картиной или каллиграфической надписью. Часто рядом помещается маленький акцентирующий бонсай - травка, иной бонсай, гораздо меньшего размера, как правило подчёркивающий сезон. Иногда рядом с бонсай стоит суйсеки - уже упоминавшийся камень.
Искусство суйсэки (два иероглифа, суй-вода и сэки-камень) довольно тесно примыкает к бонсай и предельно абстрактно и лаконично представляет горный ландшафт обязательно с водой в виде потока, озера или объемлющего водного пространства.
Течение Дао подобно великой реке, имеющей множество рукавов, которые простираются повсюду.
Лао-Цзы
Вернёмся немного назад к концу девятнадцатого века. Тогда, на одну из всемирных выставок, в Париже, японцы привезли коллекцию бонсай. Европейцы были поражены. Ещё более подняла интерес к бонсай лондонская выставка 1909 года. Однако, в Старом свете бонсай начал широко распространяться недавно, в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века.
…путь света не лучше пути тьмы, путь побед не лучше пути поражений…
Лао-Цзы
Обретя в своем сердце непреклонное стремление знать, я вступаю на Великий Путь.
Лао-Цзы
В 1976 году, Япония, через своё посольство, подарила России коллекцию бонсай. В ней было 44 растения. Соединённым Штатам, например, к двухсотлетию была подарено несколько десятков роскошных бонсай, которые составили основу теперешней национальной коллекции.
Великий Путь ведет к согласию и покою, но люди обычно предпочитают ходить напрямик, чтобы было быстрее.
Лао-Цзы
То, что давно установлено, не вырвать с корнем, то, чему следуют издавна, не отбросить.
Лао-Цзы
Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет. Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.
Лао-Цзы
Итак с чего начать? Прежде всего, нужно определиться с вашими обстоятельствами - есть ли возможность обеспечить растениям мягкую зимовку, то есть содержание в помещении с температурой +1°- +6° С с ноябрь по март. Если такие условия вы обеспечить можете, то выбор растений практически неограничен. Если вы можете содержать растения зимой только в комнате, то ограничиться лучше тропическими растениями.
Начать лучше с самых неприхотливых. Категорически хочу предостеречь от попыток обзаведения соснами, елями. Эти виды очень сложны в содержании в наших условиях. Также не следует пытаться работать с нашими растениями средней полосы - дубами, берёзами, тополями и т. п. Как показал многовековой опыт, лучше всего подходят для бонсай растения субтропические. У нас это район Туапсе - Сочи.
Дерево толщиной в обхват вырастает из крошечного зернышка.
Лао-Цзы
Тот, кто высчитывает, проиграет, тот, кто старается удержать, потеряет.
Будь простым и естественным, подобно самой Природе. Будь пустым и открытым, подобно долине в горах.
Лао-Цзы
Много говорить об этом - толку мало, так не лучше ли здесь умерить себя!
Лао-Цзы
Источник: http://www.bonsai.ru/articles/istoki.html
Справочный отдел
Японская культура
|