15 июля 2017 года Татьяна Савинова
Типичные ошибки, возникающие при освоении игры на виолончели и возможности их коррекции с использованием приложения для мобильных устройств «WAmetr»


В наше прогрессивное время, когда на помощь человечеству приходит все больше и больше всевозможных технологических средств, когда, через всем доступные приложения в обычном телефоне, можно контролировать и моделировать различные действия человека, возникает естественное желание как можно обширней использовать появившиеся возможности. Цель данной статьи рассмотреть потенциальные возможности использования приложения «WAmetr» в помощь начинающим музыкантам, их родителям и учителям.

Обширный опыт практикующего педагога (с 1996 года), позволивший наблюдать за прогрессом детей и школьников – от начинающих 5-7 лет, до обучающихся в среднем специальном звене 16-21 год и высшем учебном заведении, даёт мне веские основания настаивать на важности получения музыкантами первоначальных правильных навыков игры на инструменте. К таким навыкам относятся, прежде всего, основы посадки за инструментом, правильная постановка рук и, в случае музыкантов-виолончелистов, правильная постановка руки на смычке, отвечающая за распределение и силу звука, а также технологически верное исполнение различных видов штрихов.

Чтобы уменьшить влияние фактора квалификации педагога на первом этапе обучения, особенно актуальный в небольших населённых пунктах, очень важно родителям юного музыканта и самому ученику иметь хороший численный контроль за всеми вышеперечисленными аспектами. Возможность самостоятельно оценить точность соответствия выполняемых домашних заданий классическим образцам, поможет не только сократить время выработки необходимого навыка, но и уберечь музыканта от переделки неверно приобретённого навыка в профессиональных учебных заведениях.

В настоящее время, к сожалению, не каждый родитель, да и тем более педагоги, могут себе позволить должным образом проконтролировать течение домашней подготовки ребенка. Ребенок, в свою очередь, не имея возможности зафиксировать допущенную ошибку в момент её совершения, сравнить её с образцом и исправить, приобретает навыки игры на инструменте случайным образом, что существенно замедляет прогресс учебного процесса.

Полагаю, что ни у кого не возникает сомнений, что самостоятельно юный музыкант не только не в состоянии проанализировать свои действия, но и тем более направить свои усилия в правильное русло. Уверена, что многие педагоги музыки в профессиональных учебных заведениях поддержат меня, что наличие высокоинтеллектуального приложения для смартфонов, позволяющее ребёнку оценивать точность выполнения домашних заданий существенно облегчит работу педагогов и позволит уделять больше времени техническим тонкостям исполнительской деятельности, а не переделкой досадных дефектов.

Замечу, что именно на начальном этапе подготовки закладываются основные ошибки, сопровождающие учащегося на протяжении длительного времени и мешающие качественно исполнять поставленные перед ним задачи. Эти заложенные в детстве ошибки опытные педагоги легко определяют при некоторых характерных дефектах постановки техники игры на музыкальном инструменте.

Рассмотрим на примере ребенка обучающегося игре на виолончели, какие основные проблемы ему приходится решать на начальном этапе подготовки?

К таким проблемам в первую очередь относится постановка рук, а именно:

Проблемы в левой руке:

1) неумение правильно фиксировать локоть - влечет за собой препятствие в достижении хороших переходов из позиции в позицию, проблемность звуковысотного интонирования;

2) зажим большого пальца, что впоследствии ведет к перегрузке всех мышц левой руки и невозможности делать быстрые переходы из позиции в позицию, правильно вибрировать и совершенствоваться в виртуозности;

3) неправильная технология переходов в основных пальцах, что ведет к невозможности в дальнейшем совершенствовать виртуозные данные исполнителя.

И это только основные проблемы, возникающие на пути начинающего виолончелиста!

Если рассматривать правую руку, то можно отметить так же ключевые проблемы:

1) неумение правильно распределять вес руки при ведении смычка, что приводит к отсутствию правильных звуковых ощущений, неумению извлекать достаточно густой и тембристый звук из инструмента, правильно пользоваться нюансировкой, да и, зачастую, к общему зажиму мышц не только правой руки, но и предплечья и возможно плеча и спины.

2) часто локоть принимает неправильное положение (слишком поднят кверху) и вес удерживается в предплечье, что приводит не только к потере звука, но и мышечному перенапряжению;

3) ненадлежащий контроль за положением и работой пальцев на смычке приводит к невозможности качественного исполнения штрихов, а чрезмерное нажатие на большой палец приводит к общей мышечной перегрузке и, как следствие, к общему зажиму и невозможности в принципе удерживать смычек;

4) неумение правильно вести смычек (в нужной плоскости и по одной игровой точке), что тоже приводит к отсутствию качественного звукоизвлечения и общему мышечному зажиму.

В настоящее время в сотрудничестве с группой разработчиков приложения «WAmetr» под руководством Ольги Панченко и при моём непосредственном участии, мы разрабатываем автоматизированную систему оценки точности движений для виолончелистов. Наша цель – создать приложение, помогающее в режиме реального времени оценить точность отработки задания и своевременно избавиться сначала от указанных выше недостатков. Оценка правильности постановки рук производится, на основании классического образца постановки рук, принятого в профессиональной среде, с учётом персональных физиометрических и медикобиологических данных юного музыканта. В дальнейшем планируется дополнять приложение и другими возможностями.

Использование приложения «WAmetr» на начальном этапе обучения позволит одарённым детям избежать досадных недоразумений, связанных с недостаточной квалификацией педагога и/или отсутствием надлежащего контроля при самостоятельных занятиях. Ведь на практике часто приходится сталкиваться с печальными примерами, когда дефекты в технике исполнения, приобретённые в детстве, откладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую исполнительскую судьбу музыканта.
 
Пермь,
июнь 2017
 


Архив статей
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2017
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2016
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2015
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2014
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2013
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2012
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2011
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2010
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2009
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2008
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2007
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2006
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2005
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2004
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2003
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2002

 Поиск по сайту
Новости
Статьи
Фоторепортажи
Tворческая группа
Россия-Япония
Что такое айкидо?
Правила вступления
Расписание тренировок
Справочный отдел
Официальные документы
Программа и методика
Вопросы по айкидоnew
От автора
Сага о жажде сражений
Invisibles: Невидимые
Сказки для друзей
Фанклуб
Манга конкурс
日本語


Набор в Клуб айкидо

Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Необходимая информация для людей, ведущих здоровый образ жизни и придерживающихся диеты

Rambler's Top100



Яндекс цитирования




 
Наши додзё:
Пермь. ПГПУ, ул. Пушкина, 42
Тел.: (342) 276-06-68
E-mail: poa@kiwami.org
Дизайн:
Мангуст-мультимедиа,
2004