Клуб айкидо "Хоккексэй"
 

10 марта 2013 года Словари и энциклопедии
Структура классической повествовательной композиции


Повествование – рассказ о действиях и событиях. В эпическом роде литературы повествование – основная часть произведения, включающая авторские рассуждения, описания различных предметов, мест, людей, несобственно-прямую речь героев. Обычно повествование ведётся от имени автора или рассказчика. Повествователи могут меняться. Точки зрения разных повествователей отличаются их осведомлённостью о событиях, оценкой, а также пространственно-временными характеристиками. Точка зрения субъекта повествования определяет структуру произведения, служит для выражения авторского замысла. Точки зрения в повествовании могут постоянно меняться, смешиваться, создавая сложное единство.

Характер П. зависит от позиции, с которой оно ведётся: оптической — кто видит изображаемое, и оценочной — кто оценивает: сам автор, повествователь (рассказчик), герой. Различают объективное П. и субъективное, где автор прямо выражает свои эмоции и выносит приговор, и смешанное.

Классическая повествовательная композиция, с точки зрения построения сюжета, состоит из пролога, экспозиции, завязки, развития действия, кульминации (перелома), развязки и эпилога. Отдельные составляющие композиции могут повторяться или опускаться. По элементарному содержанию повестовательая композиция может состоять из изображения событий (сюжет) и внесюжетных элементов: описания обстановки действия: пейзажа – описания природы, интерьеров – описание убранства помещения, внешности героев – портрет, их внутреннего мира – внутренние монологи, несобственно-прямая речь, обобщённое воспроизведение мыслей и т. д., отступления от сюжетного повествования, в которых выражены мысли и чувства автора по поводу происходящего, так называемые авторские отступления. 

Повествовательная композиция использует разнообразные приёмы: повествование может развиваться в одном каком-нибудь направлении и события следовать в натуральном хронологическом порядке или же, наоборот, временная последовательность может быть разорвана, а события развиваться в разных направлениях, располагаясь по степени наростания действия. Встречается, например, композиционный прием повествования, состоящий в ответвлении от общего повествовательного потока отдельных ручейков, друг с другом не сливающихся, но вливающихся в общий поток через определенные промежутки времени.

Пролог (греч. prologos – предисловие, от pro – пред и logos – слово, речь) – часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета и предваряющая начало действия. Как правило, содержит краткий рассказ о предшествующих событиях или поясняет смысл дальнейшего действия в произведении.

Экспозиция ( от латинского expositio – выставление напоказ, изложение) – часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Экспозиция может располагаться и после завязки: в середине или конце текста. Различают собственно Э., рисующую место и обстоятельства, предшествующие началу действия, Э. героя, раскрывающую становление характера главного действующего лица.

Завязка – событие, нарушающее равновесие исходной ситуации, выявляющее в ней противоречие, порождающее столкновение, конфликт и приводящее в движение сюжет. Завязка может быть подготовлена и мотивирована в экспозиции произведения (напр., в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, где в первых сценах сообщается о вражде семейств Монтекки и Капулетти), но может быть и внезапной, придающей сюжетному действию особую напряжённость и остроту (как в «Ревизоре» Н. В. Гоголя).

Развитие действия, где действие — это структурная единица деятельности, относительно завершенный отдельный акт человеческой деятельности, для которого характерны направленность на достижение определенной осознаваемой цели, произвольность и преднамеренность индивидуальной активности. Действие следует отличать от диктуемого импульсом либо привычкой, всецело определяемого текущей ситуацией непосредственного поведенческого акта. Целеосознанность и целенаправленность действия выражается, в частности, в том, что оно всегда предполагает использование средств, в качестве которых могут выступать различные орудия, знаки, ценности, нормы, роли и т. п.

Кульминация (от лат. culmen, род. пад. culminis — вершина) — момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. В литературном произведении может быть несколько кульминационных моментов. Кульминация также является переломным моментом, после которого следует развязка.

Рразвязка – элемент сюжета, в котором разрешается конфликт и исчерпываются события, изображённые в произведении. Как правило, развязка даётся в конце произведения, но в тех случаях, когда внешнее действие играет второстепенную роль, она переносится в середину и даже в начало повествования. Развязка может быть трагичной или благополучной, неожиданной или мотивированной всем ходом развития действия, правдоподобной или нарочито искусственной и условной. В соответствии с авторским замыслом многие произведения лишены развязки и имеют так называемый открытый финал.

Эпилог (от греч. epi — после и logos — слово) — заключительная часть художественного произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий.


  • Справочный отдел

  • Литературная композиция

  • Литература как вид. Литературный род

  • Лирические литературные жанры

  • Драматические литературные жанры

  • Эпические литературные жанры

  • Искусства

  • Сага о жажде сражений
  • Архив статей
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2020
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2019
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2018
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2017
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2016
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2015
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2014
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2013
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2012
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2011
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2010
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2009
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2008
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2007
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2006
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2005
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2004
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2003
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2002

     Поиск по сайту
    Новости
    Статьи
    Фоторепортажи
    Тематический каталог
    WAmetr, Kiwami R&D Group
    ニュースーと記事
    Приветствие лидера
    Что такое айкидо?
    Видео по айкидо
    Расписание тренировок
    Правила вступления
    Программа и методика
    Вопросы по айкидо
    Официальные документы
    CONTACTS
    Сага о жажде сражений
    Invisibles: Невидимые
    Сказки для друзей
    Фанклуб
    日本語


    Набор в Клуб айкидо

    Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Необходимая информация для людей, ведущих здоровый образ жизни и придерживающихся диеты

    Rambler's Top100



    Яндекс цитирования




     
    Наши додзё:
    Пермь, ул.Тимирязева
    Тел.: +7 951 9360668 (WhatsApp, Viber)
    E-mail: poa@kiwami.org
    Дизайн:
    Мангуст-мультимедиа,
    2004