Клуб айкидо "Хоккексэй"
 

26 сентября 2012 года Дмитрий Карякин
Этапы интеграции (развития) личности по способу взаимодействия с внешней средой


Введение | Первый этап | Второй этап | Третий этап | Четвёртый этап | Заключение | Библиография

Введение

[ ^ ]

Проблема интеграции личности, как процесс полной реализации врождённых свойств и особенностей, по сей день остаётся очень острой. Более того, можно утверждать, что в связи со стремительным ростом населения планеты, и, как следствие, обостряющейся конкурентной средой, вопрос личностных качеств, как инструмента повышения качества жизни индивида, становится первостепенным. В данном исследовании сделана попытка систематизации этапов развития личности с точки зрения эффективности его взаимодействия с другими людьми.

Человек, находясь в среде (природной, социальной и т.п.), закономерно испытывает на себе влияние объектов этой среды (людей, событий, явлений и т.п.) и вынужден каким-либо образом реагировать на эти влияния, то есть взаимодействовать с объектами среды. Отправной точкой данного исследования принимается гипотеза, что эффективность взаимодействия человека с внешней средой и определяет его качество жизни. Иначе говоря, чем безопаснее и эргономичнее действия человека, тем меньше возникает агрессивных воздействий на здоровье и тем самым можно говорить об улучшении качества жизни.

Прежде чем определить этапы развития человека, исходя из его привычных взаимоотношений с окружающим миром, хотелось бы отметить, что это деление является по большей части условным, ибо человек и окружающий его мир являются слишком многогранными категориями, чтобы загнать их в узкие рамки классификации. Как, например, не существует и «чистых» темпераментов, чему доказательством являются тщетные попытки ученых мужей хоть как-то систематизировать темпераменты, и возникновение множества классификаций темпераментов со времен античного медика Клавдия Галена, введшего сам термин «темперамент». Хотя понятия холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик сохранились в современной психологии.

Итак, согласно нашим воззрениям, существуют четыре этапа развития человека, основанные на способах взаимодействия этого человека с окружающим миром. Отметим, однако, что в большей степени это касается взаимодействия человека с человеком, но принципиальные закономерности сохраняются и при расширении сферы взаимодействия.

Целью данного обзора является создание терминологического пространства для описания технологии специального курса КИВАМИ, направленного на развитие и коррекцию личностных качеств с помощью телесно ориентированных практик.

Первый этап. «Существо»

[ ^ ]

Характеристика | Социально-психологический уровень | Энергетический уровень

Характеристика

Данный этап является, пожалуй, самым условным из всех, ибо избежать влияния окружающего мира крайне сложно, поэтому можно говорить лишь об ограничении взаимодействия.

Находясь на данном этапе развития человек идет «мимо» взаимодействия (просим заметить, что он, тем не менее, находится в среде, а не вне её, но является пассивным участником взаимодействия). Реагирование на ситуацию носит по большей части рефлекторный характер.

Социально-психологический уровень

Сфера интересов ограничена гедоническими потребностями (утоление голода, жажды и прочих физиологических нужд). [Гедони́зм (др.-греч. ηδονή, лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.] Для описания также можно воспользоваться термином фили́стер. [(нем. Philister «филистимлянин») — презрительное название человека с узкими взглядами, преданного рутине; самодовольный мещанин, невежественный обыватель, отличающийся лицемерным, ханжеским поведением. Филистер — человек без духовных потребностей (Шопенгауэр), тот, кто не ценит искусство, не разделяет связанных с ним эстетических или духовных ценностей.]

Основоположник трансактного анализа Эрик Берн пару сообщений "туда-обратно", которой обмениваются люди, называет трансакцией. Пара сообщений состоит из: а) трансакционного стимула; б) трансакционной реакции. В рассматриваемом нами случае трансакции примитивны — «дай», «хочу», «надо» — и заканчиваются, как только субъект получает желаемое (поведение маленького ребенка).

Энергетический уровень

Для иллюстрации энергетических взаимодействий на данном этапе представим бильярдный стол. Бильярдный шар, получив некоторое количество энергии, движется по столу, теряя энергию из-за трения о сукно стола, отдает часть энергии, соударяясь с другими шарами и о борта стола, и, в результате, останавливается, израсходовав полученную энергию. Далее шар получает очередную порцию энергии, и ситуация повторяется. Человек, находясь на данном этапе развития, подобен бильярдному шару на бильярдном столе окружающего мира.

Не менее показательную модель взаимодействия на данном этапе мы встречаем в естествознании. Это не что иное, как броуновское движение, которое происходит из-за того, что все жидкости и газы состоят из атомов или молекул — мельчайших частиц, которые находятся в постоянном хаотическом тепловом движении, и потому непрерывно толкают броуновскую частицу с разных сторон. Было установлено, что крупные частицы в броуновском движении практически не участвуют (они неподвижны или седиментируют [осаждаются]), а мелкие частицы двигаются поступательно по весьма сложным траекториям или вращаются. Когда в среду погружено крупное тело, то толчки, происходящие в огромном количестве, усредняются и формируют постоянное давление. Броуновские частицы обычно не тонут и не всплывают, а находятся в среде во взвешенном состоянии. В данном случае мы уподобили человека, находящегося на этом этапе развития , броуновской частице.

В математике мы встречаем винеровский процесс, который описывает броуновское движение частицы, совершающей беспорядочные перемещения под влиянием ударов молекул жидкости, причем математическое ожидание подобного процесса равно нулю.

Второй этап. «Манипулятор»

[ ^ ]

Происхождение термина манипуляция» | Характеристика | Социально-психологический уровень | Энергетический уровень

Происхождение термина «манипуляция»

Manipulus — латинский прародитель термина «манипуляция» — имеет два значения:
  • пригоршня, горсть (manus — рука + ple — наполнять);
  • маленькая группа, кучка, горсточка (manus + pl — слабая форма корня).

    Во втором значении это слово, в частности, обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске. В Оксфордском словаре английского языка манипуляция (manipulation) в самом общем значении определена как обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия. Например, в медицине — это освидетельствование, осмотр некой части тела с помощью рук или лечебные процедуры. Специально отмечается наличие ловкости, сноровки при выполнении действий-манипуляций.

    Характеристика

    Как следует из сказанного выше, человек, находясь на данном этапе развития владеет различными техниками манипуляций, причем уровень мастерства возрастает от воздействия на уровне тела до воздействия на уровне сознания.

    Социально-психологический уровень

    Манипуля́ция массовым созна́нием

    Это один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. Это вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности.

    Как замечает один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ. Они являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Особо тщательно скрывается главная цель — чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.

    Признаки манипуляции сознанием

    Как указано в монографии С. Г. Кара-Мурзы, симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, декогерентность высказываний и т. д. Манипуляция — это угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить». Воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями). К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

    Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка». Именно в таком наполнении слово «манипуляция» заменило в политическом словаре ранее бытовавший термин «макиавеллизм».

    [Макиавелли́зм — термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном; «для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство». Термин произведён от имени итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, и связывается с идеями, изложенными им в его книге «Государь». В бытовом употреблении соответствует понятиям коварство, вероломство, приобретая (если характеризуемый субъект и цели воздействия вне сферы государственной политики) переносное значение. В дальнейшем этот стереотип поведения был исследован в психологии как феномен, и термин был использован как совокупное обозначение соответствующих личностных характеристик, уже вне связи с политикой.]

    Энергетический уровень

    Для того чтобы передать всю сложность взаимодействия на данном этапе и в то же время высокую нестабильность этого вида взаимодействия, воспользуемся моделью из двух постоянных магнитов, причем один из магнитов пускай будет Активным (движущимся при помощи экспериментатора), а второй Пассивным (испытывающим влияние магнитного поля магнита А).

    Дабы иметь представление о возникающих между ними взаимодействиях, совершим небольшой экскурс в физику. Простейшим и самым маленьким магнитом можно считать электрон. Магнитные свойства всех остальных магнитов обусловлены магнитными моментами электронов внутри них.

    Основной силовой характеристикой магнитного поля является вектор магнитной индукции (вектор индукции магнитного поля). Магнитное поле можно назвать особым видом материи, посредством которого осуществляется взаимодействие между движущимися заряженными частицами или телами, обладающими магнитным моментом.

    Одно из наиболее часто встречающихся в обычной жизни проявлений магнитного поля — взаимодействие двух магнитов: одинаковые полюса отталкиваются, противоположные притягиваются. Правильнее будет сказать, что на магнитный диполь помещённый в неоднородное поле действует сила, которая стремится повернуть его так, чтобы магнитный момент диполя был сонаправлен с магнитным полем. Сила, действующая на магнит (не являющийся одиночным точечным диполем) со стороны неоднородного магнитного поля, может быть определена суммированием всех сил, действующих на элементарные диполи, составляющие магнит.

    Таким образом, проводя параллели со связкой «манипулятор – манипулируемый», магнит А (манипулятор) заставляет двигаться магнит П (манипулируемый) в нужном ему направлении. Учитывая неоднородность магнитного поля, требуется определенная сноровка, чтобы направить магнит П по необходимой траектории. Линии магнитной индукции невидимы (что соответствует определению манипуляции), поэтому при выборе вектора воздействия приходится руководствоваться мышечными ощущениями, возникающими в руке экспериментатора. Причем экспериментатор вынужден постоянно ощущать некоторое сопротивление, дабы не потерять контакт с магнитом П. (Необходимость постоянно осуществлять непосредственный контроль за манипулируемым является одним из минусов этого вида взаимодействия.) Если магнит А перестает двигаться (то есть перестает быть активным), то помимо утраты контроля над магнитом П, у него есть все шансы самому превратиться в объект для манипуляции.

    Третий этап. «Лидер»

    [ ^ ]

    Три теории лидерства» | Характеристика | Социально-психологический уровень | Энергетический уровень

    Три теории лидерства

    Существуют многочисленные интерпретации понятия лидерства, каждая проводит нить своего понимания, но также оставляет несовершенное и в целом неадекватное объяснение природы лидерства. Многообразие теорий лидерства связано с тем, что в каждой из них внимание акцентируется на каком-то одном его аспекте.

    В современной социальной психологии существует три подхода к изучению лидерства. «Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врожденных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии—сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера.

    В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера.

    В 50-х годах «теорию черт лидера» сменила концепция «лидерства как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» (Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе). Теория «лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер—это член группы с наивысшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы.

    Третья точка зрения — «Теория лидерства как функции ситуации» — в настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.

    Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факторы (ситуации) как моменты, с которых и начинается выдвижение лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функции ситуации и роли заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам (Н. С. Жеребова). Лидер—это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.

    Еще в 50-х годах Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный. Функция эмоционального лидера—психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструментальный лидер — тот член группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех или иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам пришли и другие американские исследователи.

    В советской литературе было отмечено, что, правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, американские исследователи, однако, определяют саму ситуацию лишь как сумму неких психологических ожиданий группы. Если верно, что лидер должен психологически соответствовать ожиданиям группы, то уже совершенно неправомерно сводить ситуации к психологическим состояниям (Л.Г.Сороковой).

    Характеристика

    Лидер — это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.

    Социально-психологический уровень

    Мета-, Макро- и Микролидерство

    Николе (Nicholls, 1988) указывает, что большая часть путаницы, возникшей в исследованиях лидерства, произошла потому, что существуют три принципиально различных вида лидерства. Он называет их мета-, макро- и микролидерство.

    1. Металидерство — это создание «движений» в широком смысле этого слова (например, движение за гражданские права, домашние компьютеры, гласность). Металидерство «связывает индивидов через видение лидера с окружением. Делая это, оно освобождает энергию и создает последователей-энтузиастов».

    2. В макролидерстве «...роль лидера в создании успешной организации реализуется двумя путями: нахождение пути и создание культуры...
    • Нахождение пути можно коротко определить как нахождение дороги к успешному будущему.
    • Создание культуры можно рассматривать как объединение людей в организацию, имеющую цель, т. е. такую, которая способна двигаться по намеченному пути или полностью использовать имеющиеся возможности... Макролидерство — это влияние на людей путем объединения их в общность, независимо от того, идет ли речь о целой организации, подразделении, отделе или группе. Лидер влияет на людей, давая подчиненным ответы на следующие вопросы: Что собой представляет организация в целом? Где в ней мое место? Как меня оценивают? Что от меня ожидают? Почему я должен быть ей предан? В этом процессе лидер создает преданных членов организации».

    3. В противоположность вышеперечисленным микролидерство «фокусируется на выборе такого стиля лидерства, который позволяет создать эффективную рабочую атмосферу и выработать у сотрудников стремление к кооперации в процессе выполнения работы путем подбора подходящего стиля по обеим осям: задача и отношения. Выбор стиля лидерства зависит от конкретных подчиненных и работы/задачи, которая должна быть выполнена. Он, таким образом, зависит от ситуации и условий... Лидер направляет людей в организации к выполнению определенной работы или задачи. Если стиль лидерства выбран правильно, люди выполняют свою работу охотно и в деловой атмосфере».

    Феномен харизмы

    Харизма [от греч. charisma — подарок] — приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней ее последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченные возможности.

    «Теория черт лидера»

    Наиболее часто термин «харизма» употребляется применительно к большим группам (правда, и в отношении лидеров малых контактных сообществ, особенно когда речь идет о жестко структурированных, по сути дела статусно, стратифицированных группах с автократическим управлением) и при этом на кризисных, экстремальных этапах их жизнедеятельности. В этих условиях, как правило, начинает реализовываться модель лидерства как функции группы, когда групповые идеалы персонифицируются и лидер воспринимается как лицо, наиболее преданное правилам и нормам групповой жизни, идеалам группового развития.

    Так же, как и такие социально-психологические феномены, как авторитет, референтность, доверие и т. п., харизма конкретного субъекта существует лишь постольку, поскольку она существует в сознании других людей, окружающих данную личность и, как правило, референтных для нее в той или иной степени. Одним из немаловажных свойств харизмы является то, что она предполагает иррадиацию межличностной значимости, по сути дела, неограниченную значимость личности во всех сферах жизнедеятельности общности. Как показывает сама жизненная практика, нередко осуществляются попытки передать харизму своим наследникам или преемникам, но, как правило, подобные попытки оказываются безуспешными, так как, по-видимому, харизматичность практически всегда жестко персонифицирована и при этом столь же жестко привязана к конкретному периоду в жизни конкретного сообщества.

    Последнее обстоятельство представляется особенно важным, поскольку позволяет выявить механизм действия «магии харизмы». Потенциальный харизматик, как правило, обладает ярко выраженной способностью к персонификации архетипов, доминирующих в коллективном бессознательном сообщества в тот или иной конкретный момент. Он становится в буквальном смысле живым символом данного архетипа, причем, заметим, нередко архетипа деструктивного, лежащего в основе патологии коллективного сознания.

    Так, например, анализируя феномен А. Гитлера, Э. Эриксон отмечает: «Стоя на подмостках немецкой истории, Гитлер тонко чувствовал, в какой степени можно было смело дозволить собственной личности представлять истерическую несдержанность, которая подспудно жила в каждом немецком слушателе и читателе. Поэтому роль, которую он выбрал, в равной мере разоблачает как его аудиторию, так и его самого; ведь именно то, что другим народам казалось наиболее сомнительным, для немецких ушей оказалось самой убедительной мелодией, исполняемой «Коричневым Дудочником». По своей сути эта схема очень близка к механизму «колдовства», превратившего «крошку Цахеса» в «господина Циннобера», однако она имеет свою специфику.

    Феномен Цахеса

    [Феномен назван именем главного героя сказочной повести-гротеска немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»] Одно из крайне важных свойств во многом определяющих характер межличностных отношений в группе, где господствует харизматический лидер, является то, что практически все успехи, достигнутые за счет общегрупповых усилий, приписываются ему, а неудачи группы никоим образом с ним не связываются. Более того, нередко отчетливо видимые достижения конкретного члена группы приписываются исключительно харизматическому лидеру, а столь же отчетливо видимые лично его промахи объясняются неудачами другого лица, вообще не имеющего никакого отношения к обстоятельствам данной конкретной ситуации. В качестве не экстремальных, не крайних, а обыденных проявлений феномен Цахеса в групповой жизнедеятельности проявляется чаще всего в следующей форме: внимание членов самой группы и внешних наблюдателей, в том числе контролирующей и санкционирующей инстанции, сосредоточено именно на харизматическом лидере в позитивных ситуациях и на последователях в ситуациях негативных.

    Понятно, что превращение потенциального харизматика в харизматического лидера во многом зависит от благоприятного стечения обстоятельств. Однако можно выделить два базовых условия, необходимых для формирования и реализации личностной харизмы: 1) способность индивида достаточно отчетливо рефлексировать содержание доминирующих архетипов и 2) артикулировать их в доступной массовому сознанию и одновременно эмоционально заряженной форме.

    Описывая способности А. Гитлера, позволившие интеллектуально и духовно посредственной личности подчинить своему влиянию миллионы людей, Э. Фромм отмечает, что он обладал очень «...важным для демагога даром: простотой слога. Он никогда не утруждал слушателей тонкостями интеллектуальных или моральных суждений. Он брал факты, подтверждавшие его тезис, грубо лепил их один к другому и получал текст вполне убедительный, по крайней мере, для людей, не отягощенных критической способностью разума. Кроме того, он был блестящим актером и умел, например, очень точно передавать мимику и интонацию самых различных типажей. Он в совершенстве владел голосом и свободно вносил в свою речь модуляции, необходимые для достижения нужного эффекта».

    На основании собственных исследований природы организационного лидерства и анализа более ранних работ по данной проблематике М. Кэ де Ври предложил двухфакторную модель лидерства, включающую харизматическую и архитектурную базовые роли. Согласно данной модели, «в харизматической роли лидер рисует лучшее будущее и воодушевляет своих подчиненных. В архитектурной роли он обращается к вопросам, связанным со структурой компании и системами контроля и поощрения». При этом, с точки зрения М. Кэ де Ври, «настоящие лидеры не могут существовать без какой-либо из этих ролей. Ни одной из них в отсутствии другой не будет достаточно (хотя одна из ролей бывает более значимой в зависимости от ситуации)». В рамках предложенной им модели М. Кэ де Ври выделяет три основных функциональных компонента харизматической роли лидера в организационном контексте: а)формулировку и объяснение видения; б) делегирование полномочий; в)воодушевление подчиненных на позитивные действия.

    Здесь следует дать некоторые пояснения к приведённым выше функциональным компонентам:
    а) заметим, что видение может стать по-настоящему мощным стимулом для единения, позитивного взаимодействия и движения вперед лишь в том случае, если оно отражает архетипическое содержание коллективного бессознательного, а это означает, что именно харизматические личности в наибольшей степени способны к его формированию и эффективному распространению среди членов сообщества;
    б) в этой связи заметим, что харизма является скорее препятствием для делегирования полномочий; это связано как со свойственной большинству харизматических личностей убежденностью, что никто не может выполнить ту или иную работу, связанную с принятием решений, лучше, чем они сами, а также и с неготовностью последователей харизматических лидеров, искренне верящих в абсолютное превосходство и непогрешимость своего кумира, в полном объеме принять ответственность и проявлять самостоятельность и инициативу;
    в) во многом это связано с управлением групповой энергетикой; харизматичные лидеры способны направить агрессивную энергию вовне (например, на конкурентов) и аккумулировать энергию, связанную с позитивными эмоциями, внутри компании (для создания позитивного социально-психологического климата, полноценных партнерских отношений в коллективе и т. п.).

    Концепции политического лидерства

    Итак, существует множество концепций, пытающихся объяснить феномен лидерства, так, например, психологическое объяснение природы лидерства акцентирует внимание на мотивации поведения лидера. Проявлением крайнего психологизма в понимании природы лидерства является концепция психоанализа, созданная З.Фрейдом. Политическое лидерство он трактовал как сферу проявления подавленного либидо – бессознательного, сексуального влечения.

    Неудовлетворенность сексуальных потребностей формирует психологическое напряжение у индивида, что проявляется в сублимации, т.е. переключения энергии влечений на какую либо деятельность (в частности проявляется через лидерство, стремление к доминированию, творчество и т.д.). Нервное напряжение компенсируется жаждой власти, обладанием значительных властных полномочий, которые позволяют индивиду избавиться от комплексов, связанных, например, с физическими недостатками, непривлекательной внешностью и т.п. В политической деятельности подавленное либидо проявляется в стремлении к безграничной власти, в желании испытывать наслаждение от унижения других людей, в жажде разрушения.

    Эрих Фромм - известный западный психолог, основоположник неофрейдизма – в своей работе «Бегство от свободы» определяет лидерство как проявление садо- мазохистских инстинктов. Лидер, по Фромму, человек с садистскими наклонностями, т.к. он стремится к власти, а власть – это господство над кем-либо, следовательно, жажда власти является существенным проявлением садизма. Миллионы людей считают власть признаком силы. Но, по Фромму, власть над людьми является проявлением превосходящей силы в сугубо материальном смысле: если в моей власти убить другого человека, то я сильнее его. Но в психологическом плане жажда власти коренится не в силе, а в слабости. В ней проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой. Это отчаянная попытка приобрести заменитель силы, когда подлинной силы не хватает. Итак, лидеры – это садисты, а мазохисты – те, кто за этим лидером идет.

    Современный американский политолог М. Херманн полагает, что «лидерство – многогранное понятие. Рассматривая его проявления, следует принять во внимание: 1) характер самого лидера; 2) свойства его конституентов; 3) взаимосвязь между лидером и его конституентами; а также 4) контекст или конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется».

    Итак, лидерство – феномен, определяемый чертами личности самого лидера, ситуацией и экспектацией последователей в их динамическом состоянии.

    Энергетический уровень

    Энергетическая модель взаимодействия на данном этапе развития человека идеально описывается при помощи модели атома Бора-Резерфорда, в которой в роли ядра выступает Лидер, а в роли электронов - его последователи.

    Строение электронных оболочек атомов имеет важное значение для химии, так как именно электроны обуславливают химические свойства веществ (короля играет свита). Важнейшей характеристикой движения электрона на определенной орбитали является энергия его связи с ядром. Электроны в атоме различаются определенной энергией, и, как показывают опыты, одни притягиваются к ядру сильнее, другие слабее. Объясняется это удаленностью электронов от ядра. Чем ближе электроны к ядру, тем больше связь их с ядром, но меньше запас энергии. По мере удаления от ядра атома сила притяжения электрона к ядру уменьшается, а запас энергии увеличивается. Так образуются электронные слои в электронной оболочке атома.

    Электроны, обладающие близкими значениями энергии, образуют единый электронный слой, или энергетический уровень. Электроны в атоме притягиваются к ядру, между электронами также действует кулоновское взаимодействие. Эти же силы удерживают электроны внутри потенциального барьера, окружающего ядро. Для того, чтобы электрон смог преодолеть притяжение ядра, ему необходимо получить энергию от внешнего источника. Чем ближе электрон находится к ядру, тем больше энергии для этого необходимо. Каждой орбитали соответствует свой уровень энергии. Электрон может перейти на уровень с большей энергией, поглотив фотон. При этом он окажется в новом квантовом состоянии с большей энергией. Аналогично, он может перейти на уровень с меньшей энергией, излучив фотон. Энергия фотона при этом будет равна разности энергий электрона на этих уровнях.

    Полагаем, что нет нужды проводить параллели с каждым явлением, имеющим место в этой модели, заметим лишь, что источником энергии необходимой электрону-последователю для отдаления от ядра-лидера может послужить личностно-значимое событие, влекущее за собой изменения в структуре личности (полученная информация, знание, изменившее мировоззрение человека; утрата близких, неизлечимая болезнь или, напротив, ситуация, в которой человек избежал смерти и т.п.), иными словами необходим кризис.

    Четвертый этап. «Творец»

    [ ^ ]

    Характеристика | Социально-психологический уровень | Энергетический уровень

    Пифагор, посвященный в мудрость Востока и бывший основоположником одной из наиболее влиятельных школ мистической философии Запада, говорил о "гармонии сфер". Согласно его учению, каждое небесное тело, а фактически и любой атом, порождает в своем движении специфический звук, свой ритм или вибрацию. Все эти звуки и вибрации создают всеобщую гармонию Вселенной, в которой каждый элемент, сохраняя присущую только ему одному функцию и характер, вносит свой вклад в единое целое.

    Тайна этой скрытой силы вибрации, дающая ключ к раскрытию загадок творения и сотворенного, вскрывающая природу вещей и явлений жизни, во всей полноте была понята мудрецами прошлого – святыми Риши, обитавшими на склонах Гималаев, магами Ирана, адептами Месопотамии, жрецами Египта, мистиками Греции.

    Характеристика

    Таким образом, данный этап развития человека является не менее условным, чем первый, но гипотетически достижимым, чему свидетельством является один из ярких представителей этого этапа – Гаутама Будда, хотя и не стоит забывать о его коллегах по пантеону - Иисусе Христе и пророке Мухаммеде. Предвосхищая возможный скепсис по поводу предлагаемых нами представителей данного этапа развития, спешим заметить, что хотя эти персоналии впоследствии и были гиперболизированы и мифологизированы, тем не менее, являлись абсолютно реально существовавшими людьми.

    Социально-психологический уровень

    Для описания воспользуемся термином, введенным Л. Н. Гумилевым. Пассиона́рии — в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. В менее глобальном масштабе к пассионариям относят изобретателей, первооткрывателей, созидателей, способствующих накоплению и преобразованию энергии и рационализации жизни. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики.

    Согласно теории, выдвинутой Л. Н. Гумилевым, пассионарии являются людьми нового склада в популяции, которые ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом. Они организуются в группы (консорции), те, в свою очередь, становятся ядрами новых этносов, образующихся обычно через 130—160 лет после «толчка», и выдвигают идеологии, становящиеся их доминантами.

    Энергетический уровень

    Моделью для иллюстрации взаимодействия на данном этапе развития нам послужит так называемая «открытая система».

    Понятие открытой системы является одним из основных в синергетике, неравновесной термодинамике, в статистической физике и в квантовой механике. Открытые системы имеют большое значение не только в физике, но и в общей теории систем, биологии, кибернетике, информатике, экономике. Биологические, социальные и экономические системы необходимо рассматривать как открытые, поскольку их связи со средой имеют первостепенное значение при их моделировании и описании.

    Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности. Подразумевается, что идеальная система – это такая система, у которой вес, объем, ненадежность, потребление ресурсов стремятся к нулю, хотя при этом способность системы выполнять свои функции не уменьшается.

    Открытая система в физике — физическая система, которую нельзя считать закрытой по отношению к окружающей среде в каком-либо аспекте — информационном, вещественном, энергетическом и т. д. Открытые системы могут обмениваться веществом, энергией, информацией с окружающей средой. Открытые системы активно взаимодействуют с внешней средой, причем наблюдатель прослеживает это взаимодействие не полностью.

    Открытые системы могут сохранять высокий уровень организованности и развиваться в сторону увеличения порядка и сложности, что является одной из наиболее важных особенностей процессов самоорганизации.

    При определенных условиях открытая система может достигать некоего стационарного состояния, в котором ее структура или важнейшие структурные характеристики остаются постоянными, в то время как система осуществляет со средой обмен веществом, информацией или энергией, такое состояние называется эквифинальным (лат. aequus – равный, соразмерный, finalis – конечный). Оно определяется лишь собственной структурой системы и не зависит от начального состояния среды. Проводя параллели с развитием человека, отметим, что именно это состояние открытой системы и является конечной целью развития, ибо именно это состояние тождественно понятию нирвана.

    [Нирва́на, Нибба́на (санскр. निर्वाण, nirvāṇa IAST, пали nibbāna, «угасание, прекращение») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных сансаре.]

    [Любопытно, что в рамках психиатрии принцип эквифинальности, утверждающий сходство психопатологических проявлений различных психических заболеваний на конечных этапах их развития, носит скорее негативный оттенок (по сути, исход всех психических заболеваний – это дефицитарная симптоматика: деменция (лат. de — прекращение, отрицание чего-либо + mens, mentis — ум, разум), абули́я (др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и βουλή — воля), апатия (др.-греч. ἀπάθεια — бесчувственность); другими словами: Исход = Без-Умие + Без-Волие + Без- Чувствие), но с другой стороны, метафизически, не это ли близость к природе, полное отсутствие попыток познать непознаваемое и принятие мира таким, каков он есть? (Сравните: в философии, апатия – это понятие, обозначающее отрешение от всех страстей).]

    Полагаем, что в рамках затрагиваемой нами проблематики будет не лишним обратиться за помощью к теории систем, ибо категории, которыми приходится оперировать для описания энергетического уровня взаимодействия на данном этапе, сложны для восприятия человека неподготовленного. Вместе с тем лишний раз обращаем ваше внимание, что вводя понятие открытой системы, мы рассматриваем представителя четвертого этапа развития, как энергетическую, а не биологическую или социальную систему.

    Вот лишь некоторые из общесистемных закономерностей:

    Рост и развитие

    Любая система со временем претерпевает количественные и качественные изменения. Для этих изменений вводятся понятия «рост» и «развитие». Важно различать эти понятия, поскольку рост и развитие далеко не одно и то же, и далее не обязательно одно связано с другим.

    Рост – это увеличение в числе и размерах.

    Развитие – это изменения процессов в системе во времени, выраженные в количественных, качественных и структурных преобразованиях от низшего (простого) к высшему (сложному).

    Всякому изменению должна быть причина, и такой причиной является наличие проблемы или противоречия, которые порождают кризис, а он, в свою очередь, часто служит основой нового развития. Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – это резкий, крутой перелом в чем-либо. Кризису должна предшествовать разность между: желаемым и действительным; желаемым и возможным; интересами разных групп элементов системы; внутренним и внешним и т. д. Наиболее существенным источником процесса развития выступают различные противоречия: между функцией и целью системы, между потребностями системы в ресурсах и возможностью их удовлетворения и т.д.

    Если нет противоречия, то зачем системе изменяться? Таким образом, изменения направлены на ликвидацию противоречия. При этом надо сразу оговориться, что не всякое противоречие надо ликвидировать. Например, гомеостатические системы построены на таких противоречиях, что делает систему крайне устойчивой. Рассмотрим механизмы изменений. При росте происходит увеличение количества элементов и связей, при уменьшении, наоборот удаляются элементы и рвутся связи. Могут ли при этом происходить качественные изменения? Конечно, закона перехода количества в качество еще никто не отменял, но это нельзя назвать развитием.

    Наряду с положительными тенденциями, приписываемыми росту и развитию, можно говорить и об отрицательных тенденциях: отрицательный рост – сокращение, уменьшение и отрицательное развитие – деградация, дезорганизация, деструкция. Деградация – это постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение.

    При этом рост (положительный и отрицательный) и развитие, как правило, реализуются путем целенаправленных воздействий на систему, а деградация является естественным процессом. Отсюда следует, что пока существует целенаправленное воздействие на систему, она будет развиваться. Если прекратить такое воздействие, то система будет деградировать.

    В своей основе развитие имеет три фактора – изменчивость, наследственность и отбор. Новые свойства система может получить, только имея «свободу выбора», т. е. возможность изменяться. При этом она наследует все положительное, эффективное, что подтверждено ее функционированием, с последующим отбором по некоторым критериям наилучшей структуры и параметров системы, благодаря которым, система выходит на новый уровень упорядоченности. В жестко упорядоченной системе не может быть ее развития, потому что оно осуществляется не благодаря укреплению элементов и связей, а посредством возникновения зон неупорядоченности. Движущей же силой любого развития являются противоречия.

    Чем более устойчива система, тем хуже она развивается. Развитие системы обязательно сопровождается изменением ее целей. Другими критериями развития системы являются: увеличение порядка, рост организованности, увеличение информации, снижение энтропии системы. Само развитие, как последовательное изменение, может рассматриваться в качестве элемента своего рода «суперразвития», основу которого составляет смена разных типов развития. Смена процессов развития представляет собой глубокое качественное изменение в системе, которое воспринимается как кризис. Поскольку необходимость этих смен заложена в самом существе суперразвития, то из этого следует, что бескризисного развития не существует – рано или поздно наступит момент, когда системе для продолжения эволюции необходимо будет сменить тип развития, иначе оно просто не состоится.

    Эмерджентность (от англ. emergence — возникновение, явление нового) — это возникновение в системе новых интегративных качеств, не свойственных ее компонентам. Эмерджентность является одной из форм проявления диалектического закона перехода количественных изменений в качественные (о том, что объединение элементов создает новое качество, человечество знало давно, еще со времен Аристотеля). Чем проще система, чем из меньшего числа элементов и связей она состоит, тем меньше проявляет она системное качество, и чем сложнее система, тем более непохожим является ее системный эффект по сравнению со свойствами каждого элемента. Из данной закономерности следует важный практический вывод: невозможно предсказать свойства системы в целом, разбирая и анализируя ее по частям.

    Кроме эмерджентных свойств, у системы сохраняются отдельные свойства, свойственные ее элементам.

    Целостность возникает благодаря связям в системе, которые осуществляют перенос (передачу) свойств каждого элемента системы ко всем остальным элементам. Предельным случаем целостности является абсолютная целостная система. Благодаря абсолютно жестким связям такая система может находиться только в одном состоянии. Абсолютно жесткие связи предполагают передачу свойств от элемента к элементу без потерь, тогда воздействие на любой элемент системы тождественно отразится во всех элементах и в системе в целом. В реальных системах связи между элементами не являются абсолютно жесткими, из- за чего система может находиться в нескольких состояниях. В этом случае воздействие на элемент системы отразится во всех элементах и в системе в целом, но с неким «затуханием».

    Следствием целостности является наличие побочных эффектов как положительных, так и отрицательных. Когда осуществляется какое-либо изменение в одной части системы, его влияние распространяется в разные стороны, подобно кругам на воде от брошенного в нее камня; поэтому действия в пределах системы не могут быть ограничены только отдельной ее частью. Ярким примером является воздействие лекарств на организм: нет такого лекарства, которое, кроме положительного воздействия на больной орган, не имело бы побочных эффектов его применения для других частей организма (иногда положительных, но чаще отрицательных).

    К важным аспектам целостности следует отнести соотношение свойств системы с суммой свойств составляющих ее элементов: свойства системы не являются простой суммой свойств составляющих ее элементов. Объединенные в систему элементы, как правило, утрачивают часть своих свойств (вернее сказать, утрачивают способность проявлять часть своих свойств), присущих им вне системы, т.е. система как бы подавляет ряд свойств элементов; но, с другой стороны, элементы, попав в систему, получают возможность проявить свои потенциальные свойства, которые не могли быть проявлены вне системы, т. е. они как бы приобретают новые свойства.

    Закономерность «наиболее слабых мест». Устойчивость всей системы зависит от наиболее слабых элементов в системе.

    В основе системного подхода лежит признание изоморфизма систем различной природы (биологических, технических, социально-политических и др.), что позволяет, изучая одну из них, устанавливать свойства другой.

    Заключение

    [ ^ ]

    Подытоживая вышесказанное, хотелось бы предостеречь читателя от возможной путаницы в дефинициях, категориях и суждениях, которая обычно возникает, когда речь заходит о человеке (точнее, при попытках его анализировать). Человек – слишком многогранный, многокомпонентный, многоуровневый и многоплановый объект, поэтому разногласия возникают, когда оппоненты приводят доводы в защиту своего мнения, но говорят о различных уровнях этого уникального объекта под названием человек. Предложенная нами классификация типов взаимодействий рассматривает только социально-психологический и энергетический аспекты, возможно затрагивая биологический, функциональный и другие аспекты, но лишь опосредованно.

    Определив четыре типа взаимодействия человека с окружающим миром (людьми, событиями, явлениями), необходимо заметить, что все предложенные нами модели взаимодействия являются стадиями одного процесса развития человека на пути к достижению четвертой (высшей и самой эффективной) модели взаимодействия, а не являются автономными и равнозначными моделями, доступными для выбора по желанию человека.

    Закономерно возникает вопрос о способах и методах формирования у себя качеств (и, как следствие, свойств) необходимых для последовательного освоения моделей взаимодействия с окружающим миром.

    Теперь, обозначив базовые предпосылки нашей теории развития человека, как личности, мы переходим к рассмотрению комплекса мер, необходимых для успешного саморазвития, а также к описанию технологического процесса.

    Библиография:

    [ ^ ]


    1. Анцупов А. Я. Словарь конфликтолога. - 2-е из. – СПб.: Питер, 2006.
    2. Большая советская энциклопедия, Главный ред. Прохоров А.М., - 3-е изд., – М.: Советская энциклопедия, 1973.
    3. Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии. Transactional Analysis in Psychotherapy. – М.: Эксмо, 2008.
    4. Б.Б.Буховцев, Ю.Л.Климонтович, Г.Я.Мякишев Физика. Учебник для 9 класса средней школы. — 3 изд., переработанное. — М.: Просвещение, 1986.
    5. Волкова В. Н., Теория систем / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. – М.: Высшая школа, 2006.
    6. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — СПб.: Кристалл, 2001.
    7. Дилтс Р. НЛП: Навыки аффективного лидерства. — СПб.: Питер, 2003. — 224 с.
    8. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — М., 1996.
    9. Кара-Мурза С. Г., Смирнов С. В. Манипуляция сознанием-2. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2009. — 528 с.
    10. Карделл Ф., Психотерапия и лидерство. - СПб.: Речь, 2000.
    11. Коровин Н. В., Курс общей химии – М.: Высшая школа,1990. - 446с.
    12. Кременчугская М., Васильева С., Химия – М.: Слово, 1995. – 479с.
    13. Кэ де Ври М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. - М., 2003.
    14. Лама Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры ом мани падме хум. Перевод Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова Foundations of Tibetan Mysticism. London, 1972 - СПб.: Андреев и сыновья, 1993.
    15. Одайник В. Психология политики. - М., 1996.
    16. Социальная психология. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор- составитель Карпенко Л. А., под ред. Венгер А. Л. -М.: ПЕР СЭ, 2005.
    17. Савельев И. В. Курс общей физики. - М.: Наука, 1998. — Т. 3. — 336 с.
    18. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1988. — 290 с.
    19. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1995.
    20. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.- 357 с.
    21. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.- 321 с.
    22. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Официальные документы

  • Справочный отдел

  • Что такое айкидо

  • Расписание

  • Правила вступления

  • Архив статей
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2018
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2017
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2016
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2015
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2014
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2013
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2012
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2011
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2010
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2009
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2008
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2007
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2006
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2005
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2004
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2003
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2002

     Поиск по сайту
    KIWAMI R&D GROUPnew
    Новости
    News & articles
    ニュースーと記事
    WAmetr App
    Статьи
    Приветствие лидера
    Видео
    Что такое айкидо?
    Вопросы по айкидо
    Правила вступления
    Расписание тренировок
    Официальные документы
    Программа и методика
    Тематический каталог
    Фоторепортажи
    CONTACTS
    От автора
    Сага о жажде сражений
    Invisibles: Невидимые
    Сказки для друзей
    Фанклуб
    Манга конкурс
    日本語


    Набор в Клуб айкидо

    Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Необходимая информация для людей, ведущих здоровый образ жизни и придерживающихся диеты

    Rambler's Top100



    Яндекс цитирования




     
    Наши додзё:
    Пермь. ПГПУ, ул. Пушкина, 42
    Тел.: (342) 276-06-68
    E-mail: poa@kiwami.org
    Дизайн:
    Мангуст-мультимедиа,
    2004