Клуб айкидо "Хоккексэй"
 

8 января 2012 года Собрание дзэн историй
Истории дзэн о Мастерах боевых искусств

Иэнао Иидзаса и трава кумадзаса

Иидзаса Тёсай Иэнао (1387 –1488) основатель школы Тенсин Сёдэн Катори Синто Рю – был одним из самых известных мастеров меча середины периода Муромати. Многие фехтовальщики, желая прославиться, бросали ему вызов. Иэнао не любил такие схватки. Несмотря на то, что использовались деревянные мечи, они часто заканчивались смертью или увечьями. Не желая понапрасну лишать людей жизни или калечить их, он придумал способ избавляться от любителей поединков.

Иэнао приглашал очередного желающего в сад, где садился на клумбу кумадзасы – высокой, хрупкой и тонкой травы. Иэнао сидел на кумадзаса высотой более пяти дюймов не приминая ее. Создавалось впечатление, что он как бы висел над травой! Затем Иенао говорил пораженному фехтовальщику: «Давай ты тоже присаживайся со мной на траву. Если будешь сидеть правильно, и не пригнешь кумазасу, то я сражусь с тобой».

Так Иенао побеждал не прибегая к оружию.

(Kendo Nihon, 1993 номер 4, #207, стр. 31-32)


Зри в корень

Однажды Ягю Дзюбэй, известный мастер меча, находился в резиденции даймё (японский дворянин, воинского сословия). Находившейся там в это время ронин (самурай без хозяина), узнав знаменитого мастера фехтования, вызвал его на бой. Дзюбэй принял вызов с условием, что поединок состоится на боккенах (деревянный меч). Состоялись две схватки, которые закончились ай-ути (ничьей). 

Дзюбэй спросил ронина:

– Ты увидел настоящий результат поединка?

– Конечно, – ответил ронин, – оба раза была ничья!

Тогда Дзюбэй повернулся к даймё, наблюдавшего за схватками и задал ему тот же вопрос.

– Как и сказал ронин, оба раза была ничья, – ответил даймё.

Дзюбэй с отвращением процедил, что они оба слишком неопытны, чтобы понять настоящий исход этих двух схваток. Ронин рагневался и потребовал еще одного поединка, на этот раз на настоящих мечах. 

– Тебе не следует делать таких глупых предложений, ведь у тебя не две жизни, – холодно ответил Дзюбэй.

Однако ронин, полагая что победив Дзюбэя сможет прославиться, стоял на своем и в результате Дзюбэй согласился.

На этот раз они сошлись перед дайме с настоящими мечами. Ронин атаковал Дзюбэя тем же приемом, что и в предыдущих схватках. Однако, прежде чем он издал второй киай (крик), меч Дзюбэя разрубил плечо ронина, и тот окровавленной безжизненной грудой рухнул перед ошеломленным дайме. Что же касается Дзюбэя, то меч ронина лишь слегка порезал его кимоно.

У Дзюбэя было прекрасное чувство времени и дистанции, чего не смогли понять ни даймё, ни незадачливый ронин во время предыдущих схваток на тренировочном оружии.

– Пожалуйста, подтвердите результат схватки, – обратился к дайме Дзюбэй, – Посмотрите на этого мертвеца. Настоящее искусство меча – дело сотых миллиметра. Вы должны были увидеть это во время предыдущих схваток. Поэтому эта смерть была бессмысленна.


Дзэн в чайной чашке

Иккю, мастер Дзэн, еще в детстве был очень сообразителен. У его учителя была очень редкая и древняя драгоценная чайная чашка. Случилось так, что Иккю разбил эту чашку и очень испугался. Услышав шаги своего учителя, он схватил осколки и спрятал их за спину. Когда учитель вошел, Иккю спросил его:

– Почему люди умирают?
 
– Так устроен мир, - сказал учитель, – Умирает всё. И всё живет столько сколько ему отпущено.

Тогда Иккю вынул из-за спины осколки и добавил:

– Вашей чашке тоже пришло время умереть.

(Чак Норрис, «Тайная сила внутри нас»)


Мастер Дзэн и вор

Однажды вечером, когда мастер Тайган читал книгу, в его комнату забрался грабитель с огромным мечом. Посмотрев на вора, Тайган спросил:

– Чего ты хочешь - денег или моей жизни?

– Я пришел за деньгами, - ответил вор.

Тайган вынул кошелек и протянул его этому человеку со словами:

– Возьми.

Затем Тайган как ни в чем не бывало вернулся к чтению. Грабителю стало не по себе, и он в благоговейном страхе повернулся к дверям.

– Эй! Погоди-ка, – крикнул ему вслед Тайган.

Вор замер на месте: что-то в голосе Тайгана заставило его содрогнуться.

– Почему бы тебе не прикрыть за собой дверь? - спросил Тайган.

Несколько дней спустя вор был пойман полицией и на допросе признался:

– Я грабил дома долгие годы, но никогда мне не было так страшно, как в тот миг, когда тот буддистский монах окликнул меня: «Эй, погоди-ка».

(Чак Норрис, «Тайная сила внутри нас»)


Самообладание Сингэна Такэда

Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин – знаменитые феодалы и военные лидеры японского средневековья (второй половины 16 века) были заклятыми врагами. Их войска сталкивались в нескольких крупных битвах, но, поскольку оба они были военными гениями, ни один из них не мог одержать убедительную победу.

Согласно известной легенде, однажды во время яростной битвы Кэнсин пришел в негодование, видя, что его армия не может одолеть войска Такэды. Кенсин был известен не только своими военными талантами, но и своей импульсивностью. Без всякого предупреждения он вскочил на коня и поскакал в самую гущу битвы. Это было настолько неожиданно, что он беспрепятственно въехал прямо во вражеский лагерь, застав в расплох своего врага.

Кэнсин спрыгнул с лошади, выхватил меч и занес его над сидящим на походном стуле Такэдой. Держа меч прямо над головой Такэды Кэнсин спросил: «Ну, что ты скажешь теперь?». Неожиданно оказавшись перед лицом смерти, Такэда сложил стихотворение. Абсолютно спокойно он ответил: «Снежинка на раскаленной печи» и постучал своим веером по мечу Кэнсина.

Восхищенный самообладанием своего врага, Кэнсин вложил меч в ножны и ускакал прочь.


Лень рядового Тохэя

Когда Коити Тохэй во время Второй Мировой Войны служил в армии, его спокойствие часто принимали за лень. По этой причине его постоянно ругали вышестоящие офицеры.

Однажды во время урока штыкового боя один молодой офицер сильно разозлился видя расслабленного Тохэя и решил задать этому, как он думал, лентяю хороший урок. Он дал Тохэю деревянное ружье со штыком, сам взял такое же и велел биться как в настоящем бою. К его громадному удивлению Тохэй в такой же расслабленной манере мгновенно обезоружил его, сшиб с ног и уже собирался прикончить, когда офицер не выдержав закричал: «Стой, дурак! Что ты делаешь?». «Следую вашему приказу, Сэр», - ответил Тохэй.

(Из журнала «Ki Notes», общества Ки штата Вирджиния)


Мастер Мацумура и бык

На Окинаве бытует очень известная история о поединке мастера Мацумура с быком. Сокон Мацумура жил во время правления на Окинаве господина Сёко и был очень знаменитым мастером каратэ. Сёко патронировал ежегодный праздник, во время которого проводились народные игрища, бои быков и показательные выступления мастеров боевых искусств. Однажды Сёко получил в подарок от императора Японии громадного и очень грозного быка и ему пришла в голову идея устроить бой лучшего бойца острова мастера Мацумуры с этим быком. Бой должен был состояться в Айдзо-Сури и получил громадный резонанс среди населения.

Мацумура, получив приказ, решил не испытывать судьбу и придумал очень хитрый ход. Он тайно отправился в конюшню, договорившись со слугой, который почитал его как героя, и прошел в помещение, где держали быка. Затем он приблизился к быку, надел свою боевую маску, достал длинную иголку и глубоко воткнул ее быку в нос. Бык издал громоподобный рев и попытался атаковать обидчика, но не смог, потому что был крепко привязан в стойле. Мацумура повторял эту мучительную процедуру снова и снова и так каждый день в течение полутора недель до начала игрищ.

В день, на который был назначен бой Мацумуры с быком в Айдзо-Сури прибыло множество людей со всего острова. И, конечно, присутствовал Сёко с приближенными. Быка выпустили, и он с яростью стал носиться по арене, высматривая цель. Все вздохнули от удивления: это было громадное и великолепное животное. Многие усомнились, сможет ли какой-либо человек победить его. И тут вышел мастер Мацумура в своей боевой маске. Бык, увидев человека, с яростью фыркнул и стал рыть копытами землю. Мацумура медленно приближался к быку. Публика в молчании ждала решающего момента. Бык уже готовился напасть, как вдруг почувствовал запах мастера и узнал его маску. Он тут же замычал от ужаса, повернулся и выбежал с арены.

Зрители и Сёко были потрясены: даже неразумное животное почувствовало мастерство Мацумуры, хотя тот ни разу его не коснулся. После этого король присвоил мастеру почетный титул «Буси» (здесь: воин).

С тех пор Сокона Мацумура называли «Буси Мацумура».


В семье не без урода

Рассказывают, что однажды Ягю Матаджуро, из знаменитого рода мастеров меча Ягю, выгнали из дома из-за полного отсутствия таланта и способностей.

Матаджуро отправился к знаменитому мастеру фехтования Цукахара Бокудену, чтобы попроситься к тому в ученики, с надеждой стать мастером и вернуться в семью. Во время своего разговора с мастером Матаджуро спросил его:

– Сколько времени мне понадобится, чтобы овладеть мечом?

– Ну, если будешь заниматься очень усердно, то примерно пять лет, – ответил Бокуден.

– А если я буду заниматься вдвойне, то сколько это займет тогда? – спросил Матаджуро.

– В таком случае, это займет десять лет, – ответил Бокуден.


Кендо Ямаока Сэнсэя

Тёсю Ямаока был великим мастером Дзэн, каллиграфии, поэзии и меча. Сасабуро Такано, известный мастер Кендо, рассказывает о встрече с Ямаока-сэнсэем, когда тот был уже в пожилом возрасте.

«Однажды я попросил Ямаока Сэнсэя о совместной тренировке кэндо. Во время спарринга я попадал в него каждый раз, когда хотел, а он иногда наносил мне колющие удары, каждый раз останавливая меч в дюйме от моего горла. Я решил, что он уже, конечно, не тот что раньше. Однако когда я снял свой мэн после тренировки, у меня было такое ощущение, как будто в моем горле сквозная дыра, и через нее дует холодный ветер. Это ощущение сохранялось даже некоторое время после того как я вернулся домой. Тогда я впервые понял величие и гений Ямаока Сэнсэя».

Истории об основателе айкидо Морихее Уэсиба

Архив статей
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2020
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2019
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2018
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2017
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2016
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2015
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2014
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2013
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2012
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2011
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2010
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2009
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2008
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2007
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2006
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2005
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2004
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2003
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2002

 Поиск по сайту
Новости
Статьи
Фоторепортажи
Тематический каталог
WAmetr, Kiwami R&D Group
ニュースーと記事
Приветствие лидера
Что такое айкидо?
Видео по айкидо
Расписание тренировок
Правила вступления
Программа и методика
Вопросы по айкидо
Официальные документы
CONTACTS
Сага о жажде сражений
Invisibles: Невидимые
Сказки для друзей
Фанклуб
日本語


Набор в Клуб айкидо

Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Необходимая информация для людей, ведущих здоровый образ жизни и придерживающихся диеты

Rambler's Top100



Яндекс цитирования




 
Наши додзё:
Пермь, ул.Тимирязева
Тел.: +7 951 9360668 (WhatsApp, Viber)
E-mail: poa@kiwami.org
Дизайн:
Мангуст-мультимедиа,
2004