30 октября 2011 года Кондо сэнсэй, перевод с японского Инесса Плешкова, редактор Ольга Панченко
Японский этикет. Как правильно выполнить поклон сидя.

Как правильно выполнить поклон сидя

Движения выполняются устойчиво, естественно, красиво

«Поклон выполняется в позе «сэйдза», сидя. Такие приветствия характерны для помещений в японском стиле. Дело в том, что в японском доме ниша «токонома», раздвижные двери, перегородки и мебель изготовлены так, чтобы они красиво смотрелись именно из положения сидя.

Существуют установленные правила выполнения таких поклонов. Разумеется, эти правила не являются строго обязательными при нахождении в комнате японского типа. Часто бывает, что людей 50-60 летнего возраста приглашают их подчиненные или младшие по возрасту. В этом случае старшие могут позволить остальным не так строго придерживаться правил. Пусть это не смущает ни ту, ни другую сторону». (Кондо-сэнсэй)

Например, сэйдза. Во время официального приветствия необходимо очень тщательно выдерживать позу сэйдза, но если вам скажут: «Можете расслабить ноги», то разрешается сесть в позе «агура» (скрестив ноги). Для женщин поза «агура» не подходит, поэтому следует, сместив обе ноги вбок, продолжать оставаться в позе «сэйдза».

«Слова «можете расслабить ноги» могут прозвучать и со стороны младшего хозяина, пригласившего в гости старшего по возрасту или по положению. В любом случае, проявить внимание к гостю нужно до того, как у него затекут ноги». (Кондо-сэнсэй)

Поведение может меняться в зависимости от ситуации. Хотелось бы обратить внимание на место, которое занимают, войдя в комнату. Если вы вошли в качестве клиента в рёкан (гостиница японского типа) или ресторан японской кухни, надо сразу сесть на дзабутон и не беспокоиться, почётное ли это место или обычное. Однако если вы пришли в рёкан или ресторан японской кухни по приглашению, правила будут несколько другими.

«В этом случае место определяет тот, кто пригласил. Обычно пригласивший приходит раньше гостей, но если вам случилось прийти раньше, то не надо садиться сразу на дзабутон. Сядьте скромно недалеко от входа и ожидайте, когда придет тот, кто вас пригласил. Если вы приглашены к кому-нибудь в дом, поступайте так же, пока кто-нибудь из домашних не предложит вам занять надлежащее место». (Кондо-сэнсэй)

Зачастую случается, что в комнате есть дзабутоны, но вы не умеете с ними обращаться.

«Нельзя передвигать дзабутон с того места, куда его положил хозяин, нельзя переворачивать его. Бывает, что переворачивают дзабутон, уступая его другому человеку, но это грубая ошибка. У дзабутона тоже есть лицевая и изнаночная стороны, и если вас беспокоят складки или нагретое вами сиденье, достаточно двумя руками легкими движениями разгладить дзабутон от середины вверх и вниз». (Кондо-сэнсэй)

Даже если правила строго не соблюдаются, знание хороших манер и достойное поведение взаимосвязаны. Хочется пожелать, чтобы хорошие манеры стали неотъемлемыми качествами каждого взрослого мужчины.

Спокойно садимся, опускаясь на одно колено.

Обычное вполне бессознательное исполнение сэйдза. Если аккуратно выполнять этот основной прием, получается плавно и красиво.

«Медленно опуская поочередно колени на татами, можно естественно и устойчиво выполнить приземление». (Кондо-сэнсэй)

1. Стойка ровная, позвоночник прямой, правая нога отставлена назад на 7-8 см. Опускаемся на одно колено на достаточном расстоянии от кромки татами. На кромку не наступать.

2. Спина прямая, колено правой ноги медленно опускаем на татами. Если в это время слегка прихватить брюки рукой, то в момент посадки они не потеряют формы.

3.Спокойно опускаемся на левое колено, при этом оно выдвигается немного впереди правого. До этого момента все движения выполняем, опустив глаза вниз, руки лежат на коленях, спина остается прямой.

4. Оставшуюся чуть позади ногу выдвигаем вперед и выравниваем положение обоих коленей. Пятки вертикально, выравниваем их и опускаемся на них всей тяжестью тела. Глядя прямо перед собой, опускаем пятки и усаживаемся в положение «сэйдза».



Ожидаем приглашения хозяев, сидя недалеко от входа.

После приветствия приглашенный гость не садится на дзабутон, а ждёт, пока хозяева не скажут ему: «Дозо». Сидит в позе «сэйдза» сбоку от дзабутона и ждёт. Внимательно следит, чтобы не наступить или не сесть на кромку татами.

Женщина в комнате с татами, если она в юбке.

В комнату японского типа лучше приходить в широкой юбке. В такой юбке легко двигаться, и она не затрудняет движений.

Легкий поклон, глубокий поклон.

Существуют различия в исполнении двух видов поклона.

«Если вы научитесь правильно и красиво выполнять поклоны, то будете чувствовать себя уверенно перед кем угодно». (Кондо-сэнсэй)

При выполнении поклона, когда касаетесь руками татами, не дотрагивайтесь до кромки татами, не садитесь и не наступайте на неё.

Легкий / глубокий поклон (женщина).


Легкий поклон (женщина).

Принять правильную позу сидя, скользящим движением спустить обе руки с коленей, сложив их в виде треугольника, и коснуться татами кончиками пальцев. Запястья остаются прижатыми к коленным чашечкам.







Глубокий поклон (женщина).

При выполнении поклона ладони образуют форму треугольника, пальцы соприкасаются, ладони плотно прилегают к татами.






Легкий / глубокий поклон (мужчина).

Легкий поклон (мужчина).

Руки на ширине плеч, кончики пальцев касаются татами перед коленями, спина прямая, тело естественно склоняется вперед. По правилам полагается, чтобы взгляд был направлен вниз, но в этой позе можно поднять голову и разговаривать с собеседником.

Глубокий поклон (мужчина).

При поклоне кончики пальцев располагаются точно подо лбом. Чтобы линия «затылок- спина» была идеально прямой, наклонитесь вперед, сложившись пополам. Пальцы ладони слегка сведены навстречу друг другу, ладони плотно прилегают к татами.

Как садиться на дзабутон (подушка для сидения).

Относительно дзабутона существуют установленные правила.

«Хотя в комнате уже разложены дзабутоны, до приглашения хозяев – «дозо» - надо подождать, сидя на татами недалеко от входа.

Если вы уже сидите на татами, и нужно кого-то официально поприветствовать, хорошим тоном будет при этом на некоторое время сползти с дзабутона». (Кондо- сэнсэй)

1. Сесть рядом с дзабутоном. Опереться руками перед собой, передвинуться на коленях следующим образом: сначала перенести на дзабутон одно колено и половину корпуса.

2. Опираясь на обе руки и описав корпусом полукруг, переместиться всем корпусом на дзабутон.

3. Сидя на дзабутоне, свести колени вместе, выпрямить спину. Слезая с дзабутона, действовать аналогично, опираясь на обе руки и спускаясь сбоку дзабутона.

Так делать нельзя!

Изображенные на рисунках действия – табу для помещений японского типа. Пусть даже вы правильно приветствуете и садитесь, но нарушаете это табу, все ваши хорошие манеры сводятся на нет.

«Дзабутон – это самочувствие пригласившего вас человека. Перешагивать и наступать на него бестактно». (Кондо-сэнсэй)

«Ниша «токонома» – место, где в древности приносили молитвы богам. Поэтому и до сих пор в нише размещают цветы и свитки «какэдзику». В нее нельзя класть вещи и садиться». (Кондо-сэнсэй)

Как правильно выполнить поклон стоя



Вернуться в общий список
Архив статей
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2018
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2017
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2016
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2015
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2014
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2013
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2012
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2011
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2010
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2009
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2008
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2007
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2006
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2005
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2004
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2003
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2002

 Поиск по сайту
Новости
Статьи
Фоторепортажи
Приветствие лидера
CONTACTS
Видео
Что такое айкидо?
Вопросы по айкидо
Правила вступления
Расписание тренировок
Официальные документы
Программа и методика
Тематический каталог
От автора
Сага о жажде сражений
Invisibles: Невидимые
Сказки для друзей
Фанклуб
Манга конкурс
日本語


Набор в Клуб айкидо

Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Необходимая информация для людей, ведущих здоровый образ жизни и придерживающихся диеты

Rambler's Top100



Яндекс цитирования




 
Наши додзё:
Пермь. ПГПУ, ул. Пушкина, 42
Тел.: (342) 276-06-68
E-mail: poa@kiwami.org
Дизайн:
Мангуст-мультимедиа,
2004