Технологии хореографии в айкидо
Недавно в клубе айкидо «Хоккёксэй» прошёл семинар под руководством ведущего педагога Пермского государственного театра оперы и балета Ольги Феликсовны Салимбаевой. Заявленной темой семинара было динамическое равновесие, однако только упражнениями на развитие чувства баланса занятия не ограничились. Подробнее о семинаре рассказывает руководитель клуба «Хоккёксэй» Ольга Андреевна Панченко.
– Ольга Андреевна, хореограф в боевых искусствах – это такой тонкий юмор или осознанная необходимость?
– Осознанная необходимость. В айкидо умение сохранять баланс – одно их первостепенных качеств, которое надо развивать. В настоящее время именно в хореографии лучше всего проработаны технологии тренировки координации и баланса, ощущения вертикали, связи между бедром и плечом, стопами и кистями. Поэтому я и решила обратиться к Ольге Феликсовне.
На основе своего опыта знаю, что можно добиться поразительного прорыва в айкидо, когда применяются навыки, полученные на занятиях хореографии с Ольгой Феликсовной. Участники семинара, например, убедились, что даже при простых перемещениях трудно удерживать взглядом одну точку. А в единоборствах цель постоянно двигается, появляется обоюдная динамика. Среди множества разных навыков, формирующих мастерство в боевых искусствах, одним из первостепенных является тренировка умения удерживать цель.
– А как же широко применяемая в России рекомендация смотреть на далекую гору?
– Методика, принятая в клубе, требует начинать практику с тренировки умения анализировать окружающую обстановку (конъюктуру) и оценивать своё местоположение в пространстве. Когда этот навык получен, можно перейти к умению концентрироваться на цели. Рекомендации и применяемые методы зависят от уровня подготовки практикующего.
– Ольга Феликсовна говорила в ходе семинара, что направление взгляда формирует осанку и положение тела.
– Совершенно верно. Проделайте простой эксперимент. Ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Взгляд направлен вперёд, подбородок параллельно полу, стопы прижаты к полу. Посмотрите внимательно на пальцы ног.
Попробуйте почувствовать изменения, которые произошли во время этого движения. В подавляющем большинстве случаев происходит следующее: голова наклонится вперёд, вслед за ней – шея и плечи, наблюдается потеря равновесия. Для компенсации дисбаланса напрягается голеностоп, из-за чего почти полностью теряется подвижность ног. Чтобы восстановить равновесие, нужно сделать шаг вперёд или вернуть тело в вертикальное положение.
Так как развитие равновесия и подвижности суставов было главной задачей семинара, Ольга Феликсовна предложила интересные и эффективные упражнения для того, чтобы раскрепостить плечевой пояс, тазобедренный сустав, колени, почувствовать сбалансированное положение тела. Это помогает увеличить амплитуду движения, за счёт чего повышается мощность выполнения приёмов.
Много внимания было уделено динамическим упражнениям на перемещения и вращения. Были упражнения для тренировки навыка переносить вес тела с ноги на ногу за счёт сгибания ноги в колене.
– Насколько сложно внедрять технологии других двигательных дисциплин в боевые искусства?
– Любую технологию надо адаптировать осторожно. Нужно заимствовать, если есть понимание, что и зачем делается. Поэтому рекомендация практикующим прежняя: нужно слушать наставника и анализировать свои действия с точки зрения законов физики, биомеханики, медицины и математики.
Перед тем как пригласить Ольгу Феликсовну на семинар, я довольно долго брала у неё уроки. В результате получила удивительное ощущение равновесия. Я, наконец, ощутила Землю как опору. Это восхитительное чувство, когда однажды утром поняла, что крепко стою на земле. Странно звучит, но было непонятно, как же я до этого передвигалась? Добавилось ощущение основательности, уверенности. Движения стали экономичнее, пластичнее и женственнее.
– Этот семинар был разовым событием или получит продолжение?
– Конечно, продолжение следует! По субботам на тренировках мы будем практиковать упражнения, которыми поделилась с нами Ольга Феликсовна. Она обладает уникальным качеством для наставника: она умеет менять свойства людей. Мы будем её приглашать ещё. Надеюсь, ей тоже понравилось в нашем клубе. |