5 июля 2011 года Александр Давыдов
Смех и радость

Клуб айкидо «Хоккексэй» не стал следовать канонам показательных вступлений на фестивалях единоборств. Что из этого вышло, рассказывает руководитель клуба Ольга Панченко.

16 июня клуб айкидо «Хоккексэй» принял участие в показательных выступлениях пермских мастеров спортивных и боевых единоборств на форуме «Белые ночи в Перми-2011». Это мероприятие прошло в центре города на эспланаде, на специально оборудованном небольшом стадионе в рамках фестиваля «Пермь – физкультурная столица». Кроме практикующих айкидо на татами выходили представители ушу, кикбоксинга, капоэйры, каратэ, дзюдо, шоу-дао, рукопашного боя, сумо, самбо.

Надо сказать, что выступление клуба «Хоккексэй» несколько отличалось от других. Оно было коротким по времени, хорошо поставленным, исполнялось под заводную современную музыку и началось… с детского смеха. Когда смех совсем маленького ребенка раздался из динамиков, над стадионом повисла пауза – настолько это сначала показалось неожиданным и неподходящим атмосфере мероприятия. На стадионе вдруг повисла пауза: ни движения, ни звуков. А затем с первыми аккордами музыки заинтригованные зрители поспешили занять места на трибунах. Секретами подготовки выступления клуба айкидо «Хоккексэй» подлилась его основатель и бессменный руководитель Ольга Панченко.

– Ольга Андреева, начало вашего выступления было довольно неожиданным: мне показалось, детский смех на таком серьезном мероприятии многих просто шокировал. Чем было вызвано такое режиссёрское решение?

– Мне хотелось показать, что занятия айкидо должны дарить и дарят детям радость. Конечно же, тренировки не ограничиваются только приятными моментами, это ещё и пот, и слезы, и тяжелый процесс самопреодоления. Но трудно представить себе более приятные чувства, чем испытываемые человеком, преодолевшим себя и достигнувшим ранее недоступных ему вершин. К тому же смех помог зрителям переключиться с серьезных поединков, которые были перед нашим выступлением, на более легкую волну.

– Смех ребёнка изначально был в музыке?

– Нет, композицию пришлось немного скорректировать, наложив на нее смех и еще некоторые звуковые эффекты.

– Ведущий, работающий ди-джеем на радио, отметил дописанные ударники.

– (Смеётся). Какой внимательный звукооператор! Это была запись биения сердца. Мне хотелось добавить ощущения ритма тренировок. При занятиях в хорошем темпе пульс бьется с частотой около 140 ударов в минуту. Этот ритм быстрее ритма «Велоники», но он органично лёг на музыку и помог согласовать внимание зрителей с нашим выступлением.

– В чем был смысл ваших показательных выступлений?

– Я хотела показать красоту айкидо, то айкидо, которое люди представляют себе, когда читают работы О-сенсея. Уэсиба пишет, что истинная ки (энергия) – лёгкая, воздушная, радостная. Человек должен радоваться жизни. Именно это я и хотела передать в выступлении. Одновременно с этим стояла задача показать, что каждое движение каждого из выступавших было обосновано. Что любое перемещение, включая перекаты, любая атака или контратака исходили из логики происходящего на татами. Хотелось достичь ощущения поединка, как это и бывает, когда встречаются два Мастера: быстро, динамично, непрерывно.

– Это была импровизация?

– В чистом виде постановка. Мы много тренировались. Сначала я была крайне недовольна результатами репетиций, но ребята – молодцы, выполнили всё, что от них требовалось.

– Самая зрелищная часть выступления пришлась на его финал, когда на татами вышли вы, и другие участники стали по очереди вас атаковать. Как это называется? Рандори?

– Скорее всего, это похоже на Дзю-ваза – свободные техники. Термин «свободные техники» общеупотребителен в России, но мне он кажется не очень корректным. Как-нибудь мы поговорим почему, но сейчас речь идет о фестивале. Так вот, выполняемые атакующие действия и приемы не были свободными в полном смысле этого слова, они были запрограммированы. Но могу сказать, что опытные бойцы будут атаковать именно так: один за другим. Вы видели, что динамика взаимодействия была очень высокой. Если бы во время атаки одного атакующего в ситуацию попробовал бы вмешаться второй атакующий, то он бы потерпел неудачу, помешав своему партнеру и создав опасную ситуацию, чреватую травмами. Кстати, в хороших фильмах про боевые искусства, действие происходит точно также: когда атакующих много, они атакуют по очереди, чтобы быстрее измотать того, кого атакуют.

– В самом конце выступления у вас за спиной оказалась девушка. Мне показалось, что она сейчас достанет спрятанный в кимоно нож и…

– Вот это была единственная импровизация. Алёна коварно подкралась сзади (смеётся). Однако если внимательно посмотреть видео, то на нём видно, что мне удалось развернуться раньше, чем Алёна подошла на дистанцию удара. Надо сказать, что девушки могут атаковать очень скрытно, не показывая агрессии, поэтому направление атаки сложно уловить. Алёна – моя ученица, была очень дружелюбно ко мне настроена, поэтому я ее на какой-то момент потеряла из виду. Получился очень весёлый эпизод, ребята, сидящие на краю татами, стали мне подсказывать: «Сзади! Сзади!»

– Кому из занимающихся в клубе было доверено выступить на фестивале?

– Всем, кто изъявил желание принять участие в показательном выступлении. Без учёта уровня подготовленности и какого-либо отбора. Написали сценарий с учётом возможностей каждого, чтобы он мог выполнить порученную ему часть наилучшим образом. Это была хорошая проверка. Требования для показательного выступления были выше, чем к тестовой программе или обычной тренировке. Публичные вступления – всегда большая нагрузка. Мы вышли к людям и должны были уважительно отнестись к собравшимся зрителям. Им обязательно должно было понравиться увиденное. Поэтому выступлению предшествовала большая подготовка, а для участников это стало хорошей школой и хорошим тестом.

– Создалось впечатления, что на татами были представлены две концепции выступлений. Первая, немногочисленная, включала ваш клуб и представителей ушу и шоу-дао. Вас отличало поставленное шоу. Вторую, более многочисленную часть участников фестиваля, составили клубы и федерации каратэ, дзюдо, рукопашного боя. Они показывали ката и реальные поединки. Первая часть на татами развлекалась, вторая – была занята тяжелой серьезной работой.

– Мы действительно получали удовольствие от происходящего. Ребята знали, что делают, были уверены друг в друге, в своем наставнике и результате. Уверенность и дала возможность получить удовольствие.

– Что лучше для фестивалей единоборств, шоу или рейтинговые поединки? Уместнее что-то одно или их некий симбиоз?

– Уместно и то, и другое. Но их сочетание требует грамотной режиссёрской работы и соблюдения баланса: сколько времени на что отводить, какого класса бойцы должны участвовать в рейтинговых поединках. Здесь надо тщательно продумывать программу, репетировать, понимать целевую аудиторию и решаемые задачи. Чётко понимать стратегические цели мероприятия.

Если делать ставку на людей, которые впервые видят боевые искусства или мало что в них понимают, то я за режиссуру, чтобы было как в кино – динамично, красиво, обосновано, пять-семь минут на выступление. Если идут поединки, то должен быть хороший комментарий. Хотя поединки, конечно, уместнее не на улице, а в закрытых помещениях. Надо понимать, кто будет смотреть постановочное шоу, а кто – рейтинговый поединок. Какое воздействие оказывает та или иная форма проведения. В соревнованиях, в отличие от показательных выступлений, ставятся совершенно другие цели. Мотивы участия в мероприятии тоже различаются как у зрителей, так и у участников. Чтобы сделать удачный микст, надо очень хорошо подумать и соблюсти баланс.

– То есть нанять продюсера, режиссёра, сценариста, звукооператора, осветителя – как в кино.

– Если делать фестиваль с серьёзными задачами, то – да. Но это приходит с опытом. Надо обязательно продолжать проведение таких фестивалей. Если они будут регулярными, то на них в Пермь для поддержания интереса можно приглашать мастеров самого высокого уровня. Но повторю, режиссировать бои очень сложно, так, чтобы поединок, подробно прописанный в сценарии, выглядел свободной схваткой.

– Говорят, что профессионалам неинтересно то, что нравится обычной публике. И, наоборот, зрители просто не замечают то, что интересно профессионалам.

– Не всегда так. В Голливуде есть специальная профессия – постановщик боёв. Они могут сделать их одновременно понятными публике и интересными профессионалам.

– В каком кино это можно посмотреть?

– В «Казино Ройал». Прекрасно. Без вопросов. Там много операторских находок, интересных и неожиданных ракурсов, новых технологий. Можно вспомнить фильм «Летящий тигр, крадущийся дракон». Здесь безупречно поставлены бои, в которых актёров дублировали мастера очень высокого класса. Ещё – Джейсон Стетхэм в фильме «Перевозчик». Там было несколько оригинальных находок, как например, скользкий пол, когда невозможно ни толком ударить, ни захват выполнить. Стивен Сигал, естественно, хотя ему многим пришлось пожертвовать в угоду зрелищности. Конечно, уже ставший легендой фильм «Убить Билла» Квентина Тарантино. Можно ещё вспомнить «Затойчи» Такеши Китано.

Как видите, фестивали боевых искусств – обширное и интересное поле деятельности. Главное, чтобы они продолжались, развивались в правильном направлении и нарабатывали традиции.


  • Что такое айкидо

  • Сэнсэй рекомендует

  • Справочный отдел

  • Расписание

  • Правила вступления
  • Архив статей
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2018
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2017
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2016
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2015
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2014
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2013
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2012
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2011
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2010
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2009
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2008
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2007
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2006
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2005
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2004
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2003
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2002

     Поиск по сайту
    Новости
    Статьи
    Фоторепортажи
    Приветствие лидера
    CONTACTS
    Видео
    Что такое айкидо?
    Вопросы по айкидо
    Правила вступления
    Расписание тренировок
    Официальные документы
    Программа и методика
    Тематический каталог
    От автора
    Сага о жажде сражений
    Invisibles: Невидимые
    Сказки для друзей
    Фанклуб
    Манга конкурс
    日本語


    Набор в Клуб айкидо

    Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Необходимая информация для людей, ведущих здоровый образ жизни и придерживающихся диеты

    Rambler's Top100



    Яндекс цитирования




     
    Наши додзё:
    Пермь. ПГПУ, ул. Пушкина, 42
    Тел.: (342) 276-06-68
    E-mail: poa@kiwami.org
    Дизайн:
    Мангуст-мультимедиа,
    2004