Клуб айкидо "Хоккексэй"
 

2 ноября 2009 года Дмитрий Карякин
Комплекс мер, необходимых для успешного саморазвития.

Для адекватной постановки проблем саморазвития и выработки эффективной стратегии решения необходим системный подход. Методология, специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. В самом узком смысле, человека можно рассматривать, как очень сложный объект, как систему, состоящую из множества составляющих. Обособленная проработка и развитие отдельных составляющих является наиболее энерго- и ресурсозатратным, а следовательно и наименее эффективным подходом к решению поставленной задачи, более того, такой подход к осуществлению поставленной задачи является негодным.

Таким образом, человек – это не набор органов, а целостная система, в которой тело неразрывно связано с нематериальными на первый взгляд составляющими, такими как эмоция, психика, душа, интеллект. Упрощенная формула может выглядеть так: Тело + Разум + Душа = Личность. Мы имеем возможность воздействовать на составляющие опосредованно, по принципу обратной связи. Так, например, тело может «рассказать» о проблемах и характере человека гораздо быстрее и больше, чем это сделает он сам. Тело помнит все: в нем запечатлеваются все наши чувства, переживания, важные события, негативный жизненный опыт, причем с самого момента появления тела, когда о сознании и сознательной памяти еще не идет и речи. Таким образом, через тело можно работать с эмоциями, сферой отношений, самопринятием и т.д.

Преимущество телесно-ориентированной (физической) практики в том, что она позволяет, изящно обходя сопротивление человека, очень бережно подойти к его внутренним проблемам. А главное, психология тела – это кратчайшая дорога к бессознательному и значит к истокам проблем. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем, но и на общее оздоровление организма. Работа с телом не подвергается цензуре сознания человека, а значит, действует быстрее и эффективнее “вербальных” приёмов.

Mens sana in corpore sano - Здоровый дух в здоровом теле. Источник этого выражения - "Сатиры" древнеримского поэта Децима Юния Ювенала (ок.60-ок.127 г.н.э.). В книге X среди общих рассуждений о нравственности он говорит: Orandum est ut sit mens sana in corpore sano (Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом), т.е. человек должен обращать к богам не глупые молитвы и просьбы, а молить их лишь о физическом здоровье, о здоровом человеческом разуме. Что только в здоровом теле возможен здоровый дух, этого Ювенал никогда не говорил. Стих Ювенала был направлен против одностороннего увлечения телесными упражнениями.

[Интересно, что в разные эпохи афоризм Ювенала толковали по-разному, в том числе в противоположном смысле, против односторонности в обратном направлении, то есть преобладания духа над плотью. В советское время, когда здравоохранение возглавлял Семашко, выражение "Mens sana" считалось реакционным и опровергалось примером Николая Островского, у которого при больном теле дух был здоровым. В 1988 году писатель Леонид Леонов в заметке "Искаженная истина" (Литературная газета, 16.03.88) призвал пристальнее вглядеться в привычные аксиомы и отвергнуть в качестве констатации: "В здоровом теле здоровый дух", иначе духовное здоровье будет принадлежностью лишь спортсменов. У А.П.Чехова есть такое замечание: "Римляне говорили Mens sana in corpore sano. Не все то правда, что говорили римляне и греки".]

Как бы то ни было, в какую бы сторону ни толковали бессмертный афоризм Ювенала,- в него заложена бесспорная идея гармоничного развития человека: надо стремиться, чтобы и тело, и дух были здоровыми.

Вот мы и подошли к основному связующему элементу, столь необходимому для гармоничного функционирования системы под названием «человек». Это – здоровье.

Определение здоровья, зафиксированное в 1946 г. Уставом ВОЗ (Всемирной Организацией Здравоохранения): здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

[ВОЗ в качестве критериев психического здоровья рассматривает следующие: (а) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического "Я"; (б) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; (в) критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам; (г) соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; (д) способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; (е) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это; (ж) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Здоровая личность отличается от "нормальной", у которой отсутствуют серьезные психопатологические симптомы. По мнению Шобена, здоровые личности характеризуются самоконтролем, личной ответственностью, демократизмом и наличием идеалов. Джерард отмечает, что здоровые личности (а) постоянно расширяют свое осознание самих себя, других людей и окружающего мира; (б) развивают свою компетентность в удовлетворении базовых потребностей и в реагировании на опасность; (в) вырабатывают реалистические и отвечающие их потребностям ролевые и межличностные отношения.

З. Фрейд предлагал в качестве критерия здоровья рассматривать способность личности продуктивно работать (ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, справляться с тревогой таким образом, чтобы это не отражалось негативно на поведении) и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения (способность наслаждаться широким спектром эмоций без чувства угрозы, привносить созидательные элементы в удовлетворение сексуальных и агрессивных побуждений).

Другие психологические теории личности адресуются к структурным и динамическим качествам здоровой личности. С точки зрения структуры здоровую личность можно рассматривать в контексте процесса непрерывных изменений, а не как сложившуюся жестко зафиксированную систему. В ходе такого развития личностные структуры стремятся к обретению все большей гармонии. Идея самоактуализации, разделяемая большинством гуманистических психологов, подразумевает, что источники прогрессивного развития находятся внутри человека.

По Маслоу, для нормального личностного роста требуется сдвиг относительной значимости потребностей от наиболее примитивных (физиологические и потребности безопасности) к наиболее возвышенным и наиболее "человеческим" (в истине и красоте, добре). Самоактуализирующаяся личность достигает гармонично функционирующей иерархии мотивов, в которой не существует конфликта, и где более высокие мотивы больше не блокируются требованиями мотивов более низкого порядка.

В. Франкл в качестве центральной характеристики подлинно человеческого стремления рассматривает самоопределение личности. Прогресс в направлении самоопределения зависит от приобретения все большего контроля над своей жизнью.

Эриксон рассматривал последовательные периоды в жизненном цикле как череду экзистенциальных по своему содержанию конфликтов. Для здоровой личности характерна прогрессирующая интеграция фундаментальных видов переживаний в более широкую систему. Здоровая личность, находящаяся на определенном этапе своего жизненного пути, разрешила экзистенциальные конфликты предыдущих стадий, и, следовательно, способна к конструктивному разрешению фундаментальной проблемы текущей стадии.

К. Юнг рассматривал проблему прогрессирующей интеграции в развитии личности как прогрессивное движение на пути согласования собственного личного опыта с универсальным человеческим опытом. Цель развития в высвобождении возможностей коллективного бессознательного и ассимиляции их в "Я" (процесс индивидуации). В результате субъект приобретает способность думать, чувствовать и действовать в большей степени на человеческом, нежели на личном (эго-защитном), уровне.]

Таким образом, комплекс мер, необходимых для успешного саморазвития выглядит следующим образом:

1. Физическая практика, направленная на гармоничное развитие мышц и связок, на снятие патологических мышечных напряжений и блоков, на повышение подвижности суставов и стабильности позвоночника;

2. Здоровье. Медицинский контроль, направленный на поддержание стабильной и согласованной работы всех органов и систем организма;

3. Волевое усилие над собой. Самодисциплина. Культивируемое намерение измениться. (Вера и стремление к победе – вот два основополагающих фактора жизни. Неверие убивает волю, за скепсисом стоит небытие.);

4. Саморегуляция. Самоанализ, как средство для контроля происходящих изменений в эмоционально-волевой сфере, для достижения внутренней гармонии и душевного равновесия, для тренировки навыков (и, как следствие, умений) адаптироваться во внешней среде.

Иначе говоря, для того чтобы приступить к реализации одной из высших моделей взаимодействия, человек должен привести в порядок свое тело, свой разум и свою душу. Именно эти задачи необходимо решить на первом этапе практики. Учитывая индивидуальные особенности каждого человека, можно лишь добавить, что предстоящий объем работы, скорость достижения результатов и их качество будут различными.

02.11.2009
г.Пермь

Архив статей
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2018
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2017
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2016
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2015
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2014
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2013
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2012
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2011
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2010
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2009
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2008
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2007
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2006
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2005
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2004
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2003
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2002

 Поиск по сайту
Новости
Статьи
WAmetr App
Kiwami R&D Group
News & articles
ニュースーと記事
Приветствие лидера
Видео
Что такое айкидо?
Вопросы по айкидо
Правила вступления
Расписание тренировок
Официальные документы
Программа и методика
Тематический каталог
Фоторепортажи
CONTACTS
Сага о жажде сражений
Invisibles: Невидимые
Сказки для друзей
Фанклуб
日本語


Набор в Клуб айкидо

Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Необходимая информация для людей, ведущих здоровый образ жизни и придерживающихся диеты

Rambler's Top100



Яндекс цитирования




 
Наши додзё:
Пермь. ПГПУ, ул. Пушкина, 42
Тел.: (342) 276-06-68
E-mail: poa@kiwami.org
Дизайн:
Мангуст-мультимедиа,
2004