13 декабря 2008 года Джон Cтивенс
Ранние годы жизни основателя айкидо Морихея Уэсиба

Отрывок из книги Джона Стивенса
"Морихей Уэсиба: непобедимый воин"


Стэлла памяти основателя айкидо Морихея Уэсиба,
поставленная на побережье Тихого океана в г.Танабэ

Морихей Уэсиба родился в Японии 14 декабря (16 ноября по древнему лунному календарю) 1883 года в небольшом городе Танабе в двухстах милях (1 миля равна 1,6 км) южнее Осака. Это поистине живописное местечко расположено на восточном побережье Японии в провинции Кии (сейчас это префектура Вакаяма) у самого подножия горного массива Кумано. Кумано — это святая земля, священное место для каждого японца. Здесь, по преданию, боги синто спустились на землю, и именно тут находятся Незримые Врата Очищения, ведущие в Амиду — райские кущи Будды. Вполне естественно, что Кумано во все времена считалось не просто святым местом, но скорее домом-прибежищем: горной Меккой для аскетов, чудотворцев и мудрецов.

Чистый прозрачный воздух, горные источники, сочные питательные фрукты, целебные растения и травы способствовали не только укреплению физического тела, но и очищению души, а если прибавить к этому мягкий умеренный климат этого благословенного места, то можно представить себе неповторимую энергетику этого места. Всякий буддист, истинно верующий в синто, включая, конечно же, и самого императора, стремится хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Кии к святым местам Кумано — водопаду Нати и горе Койя, тайно лелея в душе заветную надежду увидеть хотя бы одним глазком одного из Восьми Великих Повелителей Драконов, резвящихся в водах Начи.

Кобо Даиси, патриарх тантрического буддизма в Японии, более тысячи лет назад вошел, как утверждают, в вечную медитацию на горе Койя, где до сего дня существует его незримое живое присутствие, ощутить которое, впрочем, могут лишь избранные, которым и будет дано узреть светлый образ Великого Учителя, идущего бесконечной тропой познания Истины. Сотни лет назад в окрестных горах успешно применял на практике методику таоистской медитации, перелетая, словно птица, с одной вершины на другую, известный великий маг и чародей Эн-но-Гайоджа, «живой образ» которого неоднократно созерцали, по их утверждению, современные ямабаси (горные отшельники).

Существует точка зрения, что для того, чтобы по-настоящему научиться воспринимать цветовые оттенки и звуковые тона, необходимо попасть в Кумано, а результатами аскетических опытов, проведенных здесь, являются невероятная чистота ума и ясновидение. В год рождения Морихеи один из ямабаси, по имени Джитсукаге, спрыгнул с вершины, вздымающейся над водами Начи, совершив наивысший акт сутеми-гайо — абсолютное отрешение от реалии бытия во имя Одухотворенности. Именно в такой вот атмосфере, насквозь пропитанной сверхъестественностью, загадочностью, мистикой и святостью, появился на свет божий Морихей.


Долина горного комплекса Коя

Люди, проживавшие в Кии, всегда отличались своей набожностью, однако это отнюдь не означало, что все человеческое им было чуждо. Многие из них были весьма удачливыми предпринимателями, взять хотя бы известного в XVIII веке торговца Кинокунийю Бунзаемона, который невероятно разбогател, монополизировав мандариново-апельсиновый, а впоследствии и деревообрабатывающий рынки. Однако бизнесмены Кии всегда жили по принципу «много зарабатывать — много тратить», а посему и Бунзаемон, прожив большую часть жизни в роскоши, умер в нищете. Морихеи получил от отца довольно солидное наследство и поэтому отнюдь не бедствовал, однако общий царивший здесь дух безразличного отношения к золотому тельцу не мог не коснуться и его. Богатство прошло сквозь пальцы, словно песок.

Селение Танабе раскинулось вдоль побережья Тихого океана, известное прекрасными климатическими условиями — солнечной погодой болшее время года и спокойную водную гладь. Хотя иногда, конечно, Тихий океан не оправдывал своего названия и яростные штормы начинали бушевать вблизи селения. Но такие вспышки гнева Посейдона были, по счастью, весьма непродолжительными. Подобным нравом всегда отличались и танабейцы — их вспышки ярости и гнева исчезали так же быстро, как и возникали. Кроме того, в их натуре превалировали своеволие и упрямство. Как истинный сын своего народа, Морихей унаследовал все эти черты на всю жизнь.

Родители Морихея были несказанно рады его рождению. У них уже было три дочери (следущим ребенком после Морихея тоже была девочка), и когда, наконец, боги Кумано услышали их молитвы и подарили им мальчика. Отец Морихея, Йороку, удачливый земледелец и член муниципального совета (на этой должности он прослужил восемнадцать лет), был человеком крепкого телосложения и крепкой самурайской закалки. Эти качества он унаследовал от деда Морихея, Кичиемона, родоначальника клана Уэсиба, широко известного в Японии своими размерами и невероятной мощью. Мать Морихея, Юки, была родственно связана с кланом Такеда — одним из величайших самурайских семейств. Она была образованной и благочестивой женщиной.


Додзё айкидо при храмовом комплексе Тнабе 
рядом с местом захоронения основателя айкидо Морихея Уэсиба
и его семьи.

Морихей родился худеньким и слабым. Причиной этому были, по-видимому, преждевременные роды. Родители и старшие дочери всячески оберегали малыша, заботились о нем, и во многом благодаря этому Морихеи вырос крепким и здоровым юношей. Он много времени проводил на свежем воздухе — мать с детства приучила его вставать с восходом солнца и совершать утренний моцион поклонения святым местам родного края. Весной и летом Морихеи гарпунил рыбу и плавал в заливе, а осенью и зимой лазил по горам. Лет в шесть он пошел в школу, открытую при храме. Скучная классная Конфуция его не привлекала, однако он был буквально очарован изысканными ритуалами, мистическими псалмами, экспериментами, связанными с вызыванием зрительных образов, а также методикой медитации эзотерического буддизма школы сингон («истинных слов»). У него также проявился неподдельный и живой интерес к эзотерическим наукам — он буквально проглатывал одну за одной сотни книг по физике, химии и математике.

Став старше, Морихеи начал исследовать потенциальные возможности своего организма. Будучи юношей, он усиленно занялся закаливанием. Чтобы сделать свою кожу крепче, он ежедневно купался в реке, а также просил товарищей забрасывать его колючими каштанами. Для укрепления мускулатуры и развития выносливости Морихеи подрядился помогать рыбаком — гарпунил крупную рыбу, вытягивал сети с рыбой, а в часы досуга состязался в силе рук с наиболее сильными рыбаками. Не гнушался он и работой в доках, где стремился работать с самыми тяжелыми бревнами, благодаря чему зарабатывал в четырехкратном размере.

Всякий раз, когда устраивались соревнования по сумо, Морихей старался непременно принять в них участие и, как правило, выходил победителем. Предметом особой гордости он считал умение размочалить до основания максимальное количество толкушек во время деревенского праздника дробления риса. Для укрепления мышц ног Морихеи отправлялся к главной святыне Кумано, что находилась на расстоянии примерно пятидесяти миль (примерно 80 километров), неся на себе какого-нибудь больного или престарелого паломника. Морихей жаждал быть сильным настолько, чтобы иметь возможность отомстить шантажистам отца, нанятым его политическими оппонентами, и справиться с любым своим потенциальным соперником.

Уделяя столь пристальное внимание физическому развитию своего тела, Морихеи ни на минуту не забывал и о своей душе, оставаясь истинно верующим человеком — он продолжал свято верить в мантру (молитву) сингон, которой навсегда отдал свое сердце с детских лет. Соблюдение ритуалов очищения в водах океана и водопадов было для него строго обязательным. Одним из наиболее важных для себя достижений в юношеские годы Морихеи считал совершенное им вместе с матерью паломничество в западную часть Японии к Тридцати Трем Священным Местам.

 
Карта расположения 33 святых мест
восточного побережья Японии.

В 1896 году в возрасте тринадцати лет Морихея записали в новую среднюю школу Танабе, однако не прошло и года, как он уговорил родителей забрать его оттуда. Ему явно не хватало терпения учиться по строго отработанной программе, ограничивающей к тому же его желания больше времени проводить на свежем воздухе. Он поступил в счетную академию и, благодаря острому складу ума и ловким рукам, немногим более года исполнял здесь обязанности ассистента инструктора.

Закончив академию, Морихей получил работу аудитора в местном налоговом бюро. Проявив себя как отличный сотрудник, он получил приглашение перейти на службу в Центральное бюро в Токио. Однако Морихеи отнюдь не желал просиживать штаны в канцеляриях до конца дней своих, а посему не только отказался от столь заманчивого приглашения, но и вообще оставил свою работу в знак солидарности с возмущенными рыбаками, протестующими против новоиспеченного Нормативного акта рыбодобывающей индустрии, существенно ущемляющего их права. Несколько богатых торговцев, вступив в коррупционный сговор с чиновниками, издали суровый закон с целью устранения конкурентов. Возмущению семнадцатилетнего Морихея не было предела, поэтому он приложил все свои силы и знания налогового кодекса для защиты рыбаков. Он был готов отстаивать справедливость и с помощью кулаков.

И хотя такая активность не могла не вызывать гордости родителей за своего сына, отец все же посоветовал ему попытать счастья в столичном бизнесе, чтобы проверить себя в настоящем деле, а заодно и, как говорится, от греха подальше. Итак, девятнадцатилетний Морихей прибывает в 1902 году в Токио, где с помощью одного из своих богатых родственников открывает небольшое дело в сфере торговли канцелярскими принадлежностями. И надо отметить, весьма успешно. Здесь же, в Токио, Морихеи, скорее всего, и начал увлекаться Тэнсин Синьё джиу-джитсу и искусством фехтования Синкагэ, получив первые уроки боевых единоборств. Несмотря ни на какие успехи в сфере бизнеса, сердце Морихеи было отдано другому. Да и столичная жизнь, честно говоря, была не для него. Он просто задыхался в стенах мегаполиса. Оставив дела своим работодателям, Морихеи в конце года вернулся в Танабе с тем, с чем и уехал. Вскоре по возвращении он женился на дальней родственнице Хатсу Итогава.

 
Японское море и западное побережье Японии

Фото: Ольги Панченко


  • Что такое айкидо

  • Морихей Уэсиба: что такое айкидо?

  • Морихей Уэсиба: Айкидо – искусство мира. Из бесед, стихов, каллиграфии

  • Официальная биография основателя айкидо Морихея Уэсиба

  • Фоторепортажи: Танабэ, водопад Нати, святая гора Коя

  • Расписание

  • Правила вступления

  • Айкидо для детей

    Тэги: айкидо, Морихей Уэсиба, Япония, Танабэ, водопад Нати, святая гора Коя-сан, додзё айкидо в Токио.
  • Архив статей
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2018
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2017
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2016
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2015
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2014
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2013
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2012
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2011
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2010
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2009
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2008
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2007
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2006
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2005
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2004
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2003
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2002

     Поиск по сайту
    Новости
    Статьи
    Фоторепортажи
    Приветствие лидера
    CONTACTS
    Видео
    Что такое айкидо?
    Вопросы по айкидо
    Правила вступления
    Расписание тренировок
    Официальные документы
    Программа и методика
    Тематический каталог
    От автора
    Сага о жажде сражений
    Invisibles: Невидимые
    Сказки для друзей
    Фанклуб
    Манга конкурс
    日本語


    Набор в Клуб айкидо

    Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Необходимая информация для людей, ведущих здоровый образ жизни и придерживающихся диеты

    Rambler's Top100



    Яндекс цитирования




     
    Наши додзё:
    Пермь. ПГПУ, ул. Пушкина, 42
    Тел.: (342) 276-06-68
    E-mail: poa@kiwami.org
    Дизайн:
    Мангуст-мультимедиа,
    2004