Клуб айкидо "Хоккексэй"
 

23 июля 2008 года Елена Пегасова
Становление айкидо Морихея Уэсиба

Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, префектура Вакаяма. Его отец, кроме обязанностей члена муниципального совета некоторое время возглавлял отряд самообороны Танабэ и уже с десяти лет он обучал сына кэн-дзюцу (искусство меча) и со-дзюцу (искусство копья) школы Аои. Уже в 7 лет Морихэй Уэсиба в храме Дзизодэра у монаха Фудзимото Мицуё изучал философию одного из направлений синтоизма – Сингон. В 1898 году, в 15 лет, он приехал в Токио, где начал изучать дзю-дзюцу в школе Кито-рю под руководством Тодзава Токудзабуро, в 1902 Морихэй в Сакаи, где обучался у Накаэ Масакацу дзю-дзюцу и кэн-дзюцу направления Ягю-Син-Кагэ. В додзё Накаэ он встретил Ханда, который обучался у Такэда Сокаку и заинтересовался Дайторю айкидзюцу.

С 1904 году Уэсиба добровольцем участвовал в Русско-Японской войне в Маньчжурии в качестве капрала 37-го полка 4-й дивизии, сформированной в Осака. Бытует мнение, что именно во время первого своего пребывания в Маньчжурии Уэсиба открыл для себя Багуа-цюань (Кулак Восьми Триграмм), «внутренний» китайский стиль, основанный на управлении энергией «ци».

В 1911 году Морихей Уэсиба, с присущим ему энтузиазмом, откликнулся на призыв японского правительства осваивать пустующие земли северного острова Хоккайдо. Он покинул родной город Танабэ во главе сотни человек начал работы по строительству поселения Сиратаки. И в 1912 году Уэсиба открыл в Сиратаки свое первое додзё, куда в 1915 году приехал Такэда-сэнсэй, чтобы преподавать курс Дайторю айкидзюцу.

Преподобный Дэгучи и Котодама 

В 1919 г. Морихей Уэсиба срочно выехал в Танабэ к серьёзно больному отцу. В дороге он услышал массу слухов о странном монахе, лекаре и чудотворце, проживающем в Аябэ, преподобном отце Дэгути Онисабуро (1871— 1948). В это время Дэгучи (его прежнее имя Уэда Китасабуро) уже был духовным наставником секты Оомото-Кё (секта Великого Источника), после того как в 1898 году у него было откровение: он услышал «небесный голос», который сообщил ему следующее: «Ты должен познать самый чистый и благородный путь — путь, который ведет к Небу. Ты должен очистить свое тело и душу, чтобы суметь пробудить людей. Тебе надо стать Служителем Бога. Распространяй Свет в этом мире. Стань Солью спасения и очищения. Лечи тела и души. Отдай свою жизнь людям и Пути к Небесам. Без настоящей силы любви ты не сможешь достичь этого. Десять последующих лет станут решающими. Ты познаешь ненависть и гонения. Смело ступай вперед с силой Господа. Не отступай. Господь прольет на тебя Свой Свет». Только в 1907 году Дэгути-сэнсэй стал великим учителем Оомото-Кё. 

Морихей Уэсиба посетил Дэгути-сэнсэя в конце сентября 1919 года и уехал в Танабэ только 28 декабря. Его отец умер 2 января 1920 года, на похоронах Морихей испытал сильное потрясение, которое укрепило его уверенность в религиозном призвании. В том же году Уэсиба потерял двух первых своих детей, умерших в раннем возрасте и после этого он решил присоединиться к Дэгучи и переехал в Аябэ. Времена были неспокойные и Оомотокё нуждалось в защите, поэтому Уэсиба-сэнсей начал здесь преподавать Дайторю айкидзюцу. Рядом с Дэгучи Уэсиба полностью погрузился в учение, которое основными догмами очень напоминало секту Сингон и ставшее определяющим для его понимания Айкидо Котодама. Котодама — это учение о «власти звуков», практикуемое в буддизме посредством мантр (священных звуков) и мудр (символических жестов).

Между тем, на Оомото-Кё начались гонения. С 1921 года Дэгути по обвинению в оскорблении императора находился под домашним арестом. Тем не менее, ночью 13 февраля 1924 года он, не считаясь с запретом, уехал в китайскую Монголию в сопровождении нескольких преданных ему лиц и Уэсиба в качестве телохранителя, где продолжил свою деятельность в результате чего был приговорён к смертной казни и только вмешательство японского консульства позволило Дегути и Уэсиба вернуться на родину 25 июля 1925 года целыми и невредимыми. Благодаря перенесенным в этой авантюре испытаниям, Уэсиба впервые узнал о своей способности к предвидению. 

Год спустя, в 1926 году, после очень интенсивной тренировки у него было видение, описанное им следующим образом: «Внезапно я осознал, что земля и небо начинают вибрировать. От земли исходила духовная энергия, похожая на золотой пар, который обволок мое тело, преобразуя его в золотое. В этот момент я был способен достичь Сердца Мира. Отныне вся земля стала моим домом. Я понял, что единоборства бесполезны, если победа достигается силой. Боевые искусства должны измениться: из инструмента, способного довести мир до полного уничтожения, они должны превратиться в инструмент помещающий Сердце Мира в сердца людей, благодаря чему повсюду воцарится Мир...»

Это переживание стало ключевым в процессе формирования айкидо как системы, известной во всём мире. В 1927 году Уэсиба покинул Аябэ и переехал в Токио, где преподавал в додзё, расположенном в собственном доме. В 1930 году он начал строительство додзё в Вакамацу-Сё, которое было открыто в апреле 1931. Из-за чрезвычайно трудных тренировок, проходивших в зале Кобукан, он был прозван «Дзигоку-додзё» (Зал Преисподней). Между 1931 и 1941 годами Уэсиба преподавал одновременно в нескольких залах: Сонэдзаки-додзё, Суйда-додзё, Оцука-додзё и др. В 1940 году Кобукан приобрел особый статус, утвержденный Министерством Здравоохранения, а в 1941 году Уэсибарю айкибудо был признан самобытным направлением в Будоукай (официальный союз японских боевых искусств). И именно в это время Уэсиба покинул Токио. Он поручил руководство Кобуканом своему сыну Киссёмару, а сам поселился в маленькой деревне Ивама (префектура Ибараки).

Ивама додзё

Отрицая любое насилие, в годы второй мировой войны Уэсиба-сэнсэй упорно тренируется, молится и медитирует. В 1942 году он дал окончательное название своему искусству: Айкидо. Именно это название было зарегистрировано в том же году в Будоукай. В Ивама Уэсиба построил додзё и заложил фундамент храма Айкидо Котодама: Айки-Дзи, который был закончен уже в 1943 году. С этого времени начинается победоностное шествие айкидо по всему миру. В 1961 году на Гавайях, О-сэнсэй Уэсиба сказал следующее: «На сегодняшний день я построил в Японии золотой мост, соединяющий людей с Божественным. Я прибыл на Гавайи, чтобы построить серебряный мост, который соединит страны мира в истинном духе Будо, духе гармонии между народами и незыблемой любви».

Воспоминания учеников

Уэсиба достиг такого уровня владения боевыми искусствами, что его бывшие ученики и сегодня оценивают этот уровень как не имеющий себе равных. Рассказывают, например, что учитель просил учеников атаковать его в любой момент и наиболее натуральным образом, но даже при таких обстоятельствах, он никогда не был повален или застигнут врасплох кем-нибудь из них. 

Вот некоторые высказывания его учеников:

Сиода Годзо: «Учитель Уэсиба настолько владел Будо, что разговаривал с богами! Однажды в поезде он дал мне металлический веер и сказал: «Ударь меня, если я засну». Через несколько минут он заснул и я попытался его ударить. Точно в это мгновение он проснулся и сказал: «Ты хотел на меня напасть». ...«За четыре дня до смерти он еще вставал, чтобы пойти тренироваться. Тело его было очень слабым, кисти рук тонкие. Четверо помощников запретили ему двигаться ради его же блага... Он их всех легко отбросил».

Цуда Ицуо (1914—1984): «В те последние годы, когда я видел Учителя, казалось, что он понятия не имеет о приёмах: создавалось впечатление, что ему было достаточно просто пошевелить пальцем и совсем неопасным, безобидным движением он без всякого усилия бросал на пол молодых людей в прекрасной физической форме.

Как то раз он попросил меня как можно сильнее схватить два пальца на его левой руке, что я и сделал, но не почувствовал никакого сопротивления. Внезапно я был подброшен в воздух, это было очень приятное чувство, никак не сравнимое с тем, что я испытывал с другими партнерами...

Однажды я увидел Учителя, окруженного десятком учеников, вооруженных шестами. На первый взгляд казалось, что в такой ситуации он не мог двинуться, чтобы не получить удар. Вдруг я слышу крик и вижу всех учеников, лежащих на земле со своими шестами!

Учитель часто устраивал следующую демонстрацию: в правой руке он держал деревянный меч, а левой рукой грациозно придерживал полы одежды. Трое старших учеников стараются сдвинуть конец меча в сторону, но оружие остается неподвижным, а через мгновенье все трое летят кувырком!»

По просьбе адмирала Такэсита Исаму, О-сэнсэй Уэсиба согласился провести показательные выступления по айкидо перед императорской семьей. Но перед выступлением Уэсиба-сэнсэй очень тяжело болел желтухой и едва мог есть и пить, а передвигался только с посторонней помощью. В день выступления он даже не мог одеться сам и выглядел так плохо, что два ученика, которых он выбрал себе в помощники, были уверены, что он не сможет провести выступление.

Однако, после вступительного слова, когда зрители начали аплодировать, учитель Уэсиба изменился. Его глаза заблестели и осанка совершенно изменилась: создалось впечатление, что он в считанные секунды вылечился от желтухи. Когда началось выступление, Юкава старался двигаться медленно, чтобы скомпенсировать слабость учителя, и в результате получил травму.


Вернуться в общий список

Архив статей
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2020
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2019
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2018
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2017
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2016
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2015
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2014
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2013
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2012
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2011
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2010
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2009
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2008
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2007
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2006
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2005
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2004
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2003
Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2002

 Поиск по сайту
Новости
Статьи
Фоторепортажи
Тематический каталог
WAmetr, Kiwami R&D Group
ニュースーと記事
Приветствие лидера
Что такое айкидо?
Видео по айкидо
Расписание тренировок
Правила вступления
Программа и методика
Вопросы по айкидо
Официальные документы
CONTACTS
Сага о жажде сражений
Invisibles: Невидимые
Сказки для друзей
Фанклуб
日本語


Набор в Клуб айкидо

Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Необходимая информация для людей, ведущих здоровый образ жизни и придерживающихся диеты

Rambler's Top100



Яндекс цитирования




 
Наши додзё:
Пермь, ул.Тимирязева
Тел.: +7 951 9360668 (WhatsApp, Viber)
E-mail: poa@kiwami.org
Дизайн:
Мангуст-мультимедиа,
2004