Язычество Древней Руси в народном творчестве
Как пелось тысячу лет назад, так поется и сейчас, ибо песня знак народной культуры, стационарной вневременной культуры, через эту вневременность приобщенной буквально к вечности. Не то с дружиной, если мы переберем в памяти последние десятилетия, то и у нас и в любой другой стране насчитаем десятки песен, которые как бабочки, порхнули и слетели, уступив место новым.
Дружинная культура всегда временная, кочевая, внеродовая культура, всегда сменяемая культура всегда проходящая культура. И каждая новая волна дружинной культуры старается уничтожить или по крайней мере замаскировать под свою прежде всего предшествующую ей культуру. Христианство разрушает античную скульптуру, архитектуру, литературу, а когда та все же пробивается через костры и развалины, Марсы, Венеры, Зевсы, Паны, Купидоны становятся Давидами, Мадоннами, нечистой силой, ангелами, но и новая волна в свой черед с такой же яростью сметает и храмы и иконы, книги христианской культуры, как когда та в свой черед уничтожала античную. Народная культура не знает ни этих противоречий, ни понятия авторства, ни понятия авангарда, ни этой ярости, ни этой жестокости, ни этой непримиримости и нетерпимости к другой культуре, а просто всегда живет своей неторопливой, мирной, вечной и независимой жизнью. Есть ли различия этих культур кроме отношений их с временем столь же кардинальных? Второе на мой взгляд отличие столь же важное – цель, задача, содержание этих культур.
Содержание народной культуры ограничено в основном функцией созидания, и оберега, и красота лишь форма оберега, способствовавшая хорошему урожаю, размножению стада, удачному браку. Если народ поминает своих предков – обрядом, танцем, заговором, он это делает потому, что предки, живя в ином подземном мире, находятся там же, где и зерно, и от предков естественно зависит это зерно до появления на свет, да и после появления, корни все же остаются под землей, – зависит и будущий урожай хлеба или дерева, или травы, которая в свою очередь определит количество скота.
Если народ вышивает «Берегиню» на полотенце, которым утирается по утрам и вечерам – то функция берегини утром смыть и стереть с лица всю ночную нечисть, а, утираясь вечером, смыть и стереть с лица нечисть, налетевшую за день. Если народ печет обрядовые печенья «козуль», «жаворонки», то на «Красную горку» он ими «кличет» весну, чтобы она пришла, была щедра к их зерну, которое из владений предков выйдет наружу, к солнцу.
Если народ поет свадебную песню – он поет, чтобы молодые были счастливы, и детей у них было много, и сами были здоровы и т.д. Таким образом – оберег, созидание, вот главное, основное и, пожалуй, единственное содержание народной культуры. Отсюда и народный пантеон – Изида, Инана, Деметра, Мокошь, Берегиня, божества, несущие в себе доброе, созидательное, милосердное, оберегающее начало.
Дружинная культура – иное, в то время, когда народ украшает свой быт и заклинает весну, лето послать хорошую погоду, украшает заклинательным орнаментом одежду, вышивку, прялку, ковш, солонку, крышу дома, защищая его от непогоды, окна, через которые нечистая сила может попасть в дом, лепит глиняного всадника, который защитит владельца от опасности, дружинная культура украшает рукоять меча, панцирь, шлем, щит, ворота, крепости, лафет пушки, ножны, колчан. В то время, как сюжеты народной культуры – человек, животное, рыба, птица, дерево, цветы; дружинной – бой, борьба, штурм, а отсюда и гимны силе, власти, победе, и победившему. Отсюда и пантеон – Зевс, Марс, Ваал, Саваоф, Пантократор, Шива, Перун. Эти боги, прежде всего всемогущи, они владеют всем на земле, им подчинена вся земля и вселенная. Они держат народ в страхе. У них функция карающего, наказывающего, устрашающего, повелевающего; но и прощающего раз карающего, но и милосердного раз наказывающего, но и спасающего раз губящего.
Иллюстрации: пермский звериный стиль
|