Клуб айкидо "Хоккексэй"
 

14 июня 2006 года Елена Пегасова
Дерево жизни и лесные духи

Представьте себе дерево-великана, обнимающее весь мир, его ветви обращены к земле, а корни тянуться к небу. Это дерево есть древнее представление строение Мира: живая вода при корнях дерева и мёд, капающий с листьев метафорические названия дождя и росы, а море, где оно растёт – воды небесного океана. Предание о мировом дереве славяне по преимуществу относят к дубу. На дубе держатся небо, земля и ад. Дуб также посвящали Богу Перуну. Место, где росло это дерево считалось священным. Около дуба совершались различные обряды, собиралось Вече, проводились праздники. Дуб обладал целительной силой, мог устранить зубную боль, избавить младенца от грыжи. изгнать какой-либо недуг из тела.

Осина способна изгонять колдунов, ведьм и упырей. Заострённый осиновый кол получил в глазах народа значение Перуновой палицы. Чтобы уничтожить нечистую силу нужно было вбить в спину или в сердце осиновый кол, чтобы охранить коров или телят от нападения ведьм, ставили в воротах и по углам скотного двора осиновые деревья, срубленные или вырванные с корнем. Ещё осина могла быть лечебным средством для изгнания нечистой силы болезней. Паралич, лихорадка, зубная боль – всё могла излечить осина. В райских садах и рощах, на тенистых деревьях весенних туч зрели золотые плоды (яблоки) дающие вечную молодость, здоровье и красоту.

Блестящие молнии уподоблялись арийскими племенами золотым шарам и зайцам. Золотые шары-молнии породили миф о золотых плодах, которые зреют в пору весны и лета на деревьях-тучах. Золотые плоды называли молодильными или моложавыми. Если съешь такое яблочко, сразу станешь молодым из здоровым. Живая вода и молодильные яблоки, что интересно, обладали одинаковой силой.

Древний человек считал, что леса и рощи являются местопребыванием облачных духов. Появляется леший, что означает – лесной, лесистый. Лешего везде называли по-разному: лешак, лесовик, лесник, лисун и даже лес... Они живут в лесных трущобах, но с первыми морозами проваливаются сквозь землю, исчезая до весны. Расставаясь с лесом , лешие воют, ломают хрупкие ветви, разгоняют зверей по норам. Впрочем, лешие не всегда исчезали на зиму, в некоторых местностях из смешивают с демонами зимних вьюг. Стремительные вихри, поломанные деревья – это проказы лешего! Крестьяне считали, что лешего сопровождает сильный ветер, именно ветер заметает следы лешего.

Леший может быть большим или маленьким, спокойным или гневным. Лесовики могли даже между собой вести войны. Поломанные бурей леса и горные обвалы – суть следы их ожесточенной битвы. У леших могли быть даже свои воеводы и цари. Лешие – властители дремучих лесов и, в некоторых областях, их называли лестными царьками, господарями над лесом. В больших лесах господствуют по два-три леших.

Вместе с лестными угодьями под властью лешего звери и птицы. Любимый зверь лешего – медведь, охраняющий своего господина. Если охотник задумает «лесовать» (охотиться на лесного зверя), то нужно что-нибудь принести на поклон. Например, краюшку хлеба (или блин) с солью. Пермяки приносили пачку листового табака.

Ветер издаёт в лесу разные звуки, а поселяне считают, что это всё леший. Если путник заплутает в лесу, считалось, что это леший сбивает с пути. Иногда леший показывался в виде седого старика, в звериной шкуре и с большой клюкою в руке.

У леших могли быть лисунки (лешачихи) – лесные девы и жёны, у которых есть огромные и длинные груди. Чтобы быстро бегать эти лешачихи забрасывали свои груди на плечи. Могли быть длинные косы и тело, покрытое волосами. Свадьбы леших праздновались шумно, с диким вакхическим разгулом. В этот момент мог быть сильный дождь, гроза, ветер...

Грозовые духи, вступая в весенний брак купаются в дождевых потоках и обливают всех, попадавших под дождь. Так леший со свой молодой женой шёл в баню, а если кто-либо проходил мимо – непременно окатят того водою...


  • Общество и религия

  • Справочный отдел

  • Живая вода и вещее слово

  • Язычество древней Руси в народном искусстве

  • Архив статей
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2018
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2017
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2016
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2015
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2014
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2013
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2012
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2011
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2010
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2009
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2008
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2007
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2006
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2005
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2004
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2003
    Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | 2002

     Поиск по сайту
    Новости
    Статьи
    WAmetr App
    Kiwami R&D Group
    News & articles
    ニュースーと記事
    Приветствие лидера
    Видео
    Что такое айкидо?
    Вопросы по айкидо
    Правила вступления
    Расписание тренировок
    Официальные документы
    Программа и методика
    Тематический каталог
    Фоторепортажи
    CONTACTS
    Сага о жажде сражений
    Invisibles: Невидимые
    Сказки для друзей
    Фанклуб
    日本語


    Набор в Клуб айкидо

    Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов. Необходимая информация для людей, ведущих здоровый образ жизни и придерживающихся диеты

    Rambler's Top100



    Яндекс цитирования




     
    Наши додзё:
    Пермь. ПГПУ, ул. Пушкина, 42
    Тел.: (342) 276-06-68
    E-mail: poa@kiwami.org
    Дизайн:
    Мангуст-мультимедиа,
    2004